Очень хочется послушать адептов веры "запишем в десять кружков, будет всесторонне развитым". Просто аргументацию хочется услышать.
Ну, 10 кружков - это перегиб. Пару кружков и репетиторы по нужным предметам - отлично.
У меня были художка (правда, сбежать пришлось быстро из-за неадекватного преподавателя), музыкалка, ХОРОШИЕ репетиторы по нужным предметам (с ними даже ненавистная алгебра становилась интереснтной) и танцы. И общеобразовательная на медаль. И все это при неплохом уровне креативности, но средненьком интеллекте (даже медаль серебряная).
И тонна свободного времени (успевалось и журнал дома печатать и сдавать в палатки, и на улице повозиться, и в дет.саду детишек на велике покатать позже).
А вот когда активити родители начали убирать постепенно - времени стало становиться все меньше и меньше. Из-за моей неорганизованности. Начала появляться возможность "потупить в потолок" - это ужасно.
Но у нас было святое правило - ребенок (т.е. я ) хочет спать - ребенок спит. И нулевая нагрузка по домашним делам.
Минусы: при правильной организации - нет. Если есть и физические, и интеллектуальные и развлекательные кружки и время на поспать. Счастливое крутое детство и вполне себе успешное будущее.
Сразу скажу - семья была не то, чтобы бедная, но новую одежду я видела редко. Подарки тоже. Велосипед был куплен за бутылку.
Но вот вспоминаю детство - это и веселые моменты, игры...и регулярное преодоление проблем, умение быстро решать несколько вещей, чтобы быстрее освободиться и поиграть. Очень пригодилось в дальнейшей жизни.
Сейчас и у меня, и у моей семьи все весьма хорошо. Я безумно благодарна им за этот старт и развитие произвольного внимания и жизненно необходимых навыков. Без всего этого я бы сейчас жила в кошмаре наяву - сталкиваюсь иногда со знакомыми.
P.S. Вообще считаю, что в школе "спохватываться" поздновато, если ребенок до 5 лет сидел без внимания родителей ИЛИ кружков развивающих , и смотрел телевизор вместо этого - там уже перспективы не те. Структура мозга меняется. ВОт тут можно почитать хорошее исследование :
https://academic.oup.com/cercor/article/25/5/1188/311796