Итак, про цензы.
1. Имущественный ценз.
Прежде всего, люди высокого достатка могут позволить себе качественное образование. И, с данной точки зрения, безусловно, выгодно, чтобы заседали люди образованные. У нас как бы есть широко доступное образование, но качественное образование остается платным. Есть опасность формирования небольшой группы "хозяев жизни". Опасность несменяемой политической элиты в выборных органах власти заключается в том, что данная элита начнет отделяться от избравшего ее народа. Появиться возможность «подгонять» законодательную базу государства под свои нужды. Кроме того, произойдет опасность сращивания законодательной и исполнительной ветвей власти, все друг другу будут родственники и знакомые. Опять таки, не всякое имущество заработано, есть еще и наследство, а это будет несправедливое преимущество.
2. Половой ценз.
в семьях, где традиционно власть носила патриархальный характер, глава семьи мог воздействовать авторитетом на результат голосования жены или дочери. Половой ценз приведет к существенному искажению волеизъявления граждан.
3. Возрастные ограничения наоборот препятствуют манипуляциям. Пассивное избирательное право на нижней границе должно быть достаточным, чтобы человек сложился как личность. Действительно, возможность манипулировать с молодыми представителями народа проще, чем они младше. И конечно, чем выше избираемая должность, тем выше должен быть нижний порог. Верхний порог важен по двум причинам. Первая заключается в том, что представители народа чем старше становятся, тем большей властью начинают обладать, и конечно не торопятся с ней расставаться. Вторая причина в том, что с возрастом у избираемых начинают появляться проблемы со здоровьем, и они уже не могут адекватно исполнять свои обязанности.
4. Уместно упомянуть о цензе дееспособности. Когда заболевания преграждают путь к желаемой должности до срока.
Интересный вопрос, если для ценза главы государства требуется достижение тридцатипятилетнего возраста, то могут ли его выбирать восемнадцатилетние избиратели?
5. Отдельно следует упомянуть ценз оседлости . Данный ценз ограничивает активное и пассивное права избирателей по место рождения, а также месту и времени проживания на территории государства. Например, гражданами на момент рождения должны быть главы некоторых государств – США. На момент избрания кандидат в главы государств должен долгое время проживать на территории страны (14 лет для США, 10 лет для России).
6. Также, отдельно следует упомянуть про наделение пассивным или активным избирательными правами лиц, находящихся под определенной властью. Сюда будут относиться военные, заключенные Предоставление избирательного права военным представляется лишним. Речь идет о том, что на военных налагается бремя исполнения приказов, а это значит, что руководство может повлиять на молодой состав, особенно, если речь идет о схемах с всеобщей воинской повинностью. Кроме того, наделение 18 летних граждан правом выбирать главу государства, да еще и под потенциальным давлением представляется чистой манипуляцией.
В случае заключенных все еще более усугубляется. Так, в ряде стран заключенным запрещено голосовать (Армения, Бельгия, Болгария, Кипр, Словакия, Турция, РФ) Однако в некоторых странах заключенным данное право предоставляется (Германия, Нидерланды, Португалия, Швеция, Литва, Украина) . Голосование данной группы граждан полностью будет зависеть от главы исправительного учреждения.
7. Вместе с тем, следует выделить такой феномен, как абсентеизм (от лат. absensis - отсутствующий), то есть «аполитичность, которая проявляется в уклонении от участия в референдумах и выборах в органы государственной власти… Уклонение от участия в выборах (лиц, не принимающих участия в выборах называют абсентеистами) позволяет выйти на уровень принятия решений, как правило, политикам, имевшим доступ к административным ресурсам политической власти.» Действительно, при уклонении от исполнения своего активного избирательного права происходит сильный крен в сторону избирателей, которые по каким-либо причинам не могут уклониться от участия в референдуме или выборах. В этом случае реальный вес их голоса становится значительно более существенным. Различные страны по разному подходят к решению проблемы абсентеизма. Это - штраф за не приход на участки (Австралия, Бельгия, Бразилия), лишение свободы (Греция, Турция), лишение права занимать государственные должности (Аргентина), отмена барьера явки, то есть процента избирателей, которого достаточно, чтобы признать выборы легитимными. (Россия, Франция) В общем случае явление абсентеизма следует рассматривать, как своего рода «селектор», указывающий на существование проблемы легитимности системы выборов. Решение же данной проблемы «непосредственным» насильственным методом представляется глубокой ошибкой действующей политической элиты. Игнорирование же данной проблемы, за счет отмены порога явки избирателей, представляется другой крайностью, способствующей обособлению и взаимоустранению политической элиты и электората друг от друга.