Самое страшное преступление, какое только могло совершиться, и, что характерно, совершается ежегодно по отношению к учащимся - это школьная программа по литературе, обязывающая проходить "Войну и мир" в 10 классе. Шестнадцатилетних, в сущности ещё детей, заставляют разбирать, анализировать и понимать события и отношения, в которых дети в силу возраста и отсутствия опыта не могут разобраться. Особенно, если учесть, что половину книги занимают исследования Толстого по войне 1812 года, исследования безумно интересные, с очень оригинальной точки зрения объясняющие нелогичные порой действия обеих армий, но для того, чтобы оценить эту точку зрения, следует знать историю, не мешает прочесть других историков, а как десятиклассник может прочесть других историков, когда он едва уроки по программе успевает сделать? Вот и рождаются "пересказы пересказов", "краткие содержания" и "сжатые версии". Вот и смотрят ученики экранизации, чтобы в общих чертах узнать, что там, в книге, происходило, и не получить двойку. В то время как посмотреть экранизацию вместо прочтения книги - всё равно, что вымазать хлебом сковороду, на которой жарилась отбивная, съесть хлеб и сказать "ну вот, теперь я знаю вкус отбивной", и с чистой совестью писать сочинение на тему "Чему учит нас Толстой в своём романе". А он ничему и не учит. Этот роман - волшебная дверца в мир невероятных приключений, как физических (сражения, плен, путешествия, тайные общества, браки, балы, дебоши, обнищание и богатство) так и духовных (любовь, ненависть, разочарование, возрождение, думы, предательство, подлость, благородство). И это невозможно запихнуть ни в один фильм, даже и из десятка серий. Книгу надо читать, и читать уже взрослым, потому что не писал Толстой "Войну и мир" для подростков, и незачем их мучить. А их мучат. А потом удивляются - почему молодёжь классическую литературу не любит. Да не должна она её любить! Рано ещё! И это совершенно нормально.