В 20 с чем-то лет я возненавидела бумажные словари и купила какую-то раннюю версию Лингво. Меня дико задолбало листать эти огромные тома, хотя мотивация была. Просто пока я не знала альтернативы, все было нормально, но когда появилась возможность быстро и легко получать доступ к таким же словарным статьям... Ну это же другое дело.
Работа с бумажным словарем - это больше усилий. Это надо уметь, конечно. Понимание принципа сортировки в жизни пригодится. Если это не объясняют в других местах, надо сделать вам. Но с большей вероятностью, проблема в том, что ребенок не хочет возиться и тратить аремя. Стимула нет.
У меня муж решил изучить английский, электронные словари он не оценил, я купила ему более-менее приличный компактный бумажный, потому что мои старые огромные тома ему все равно ни к чему, а неудобно. Но если он делает задание, а я рядом, он все равно спросит у меня, потому что результат тот же - он узнает значение слова, а времени потратит меньше и не отвлечется от работы с текстом на нудное листание страниц. Я, правда, это не поощряю, ибо верю в зрительную память. Но желание сэкономить усилия естественно.
Так что в целом - если вы показали, как эта штука работает, а ребенок тупит - он просто не хочет. Я в свое время племянника научила пользоваться словарем минут за 10, а вот убеждать его, что я не скажу, как это слово переводится, потому что он задолбался листать страницы, мне пришлось дольше. Но проблема тут была не в словаре - она глубже. И многие дети изрядно избалованы в этом плане.