Деревья с глазами напомнили кучу фольклора про разные вещи/еду/питьё, которые нужно употреблять определённым образом, чтобы увидеть некие другие слои этой реальности (например,
так, рассказ Чортаў сверб, на русском не нашла)
А паны і паненкі то скачуць, то падбягаюць да сярэбранай міскі з вадою. Памочаць палец, памажуць вочы і зноў вытанцоўваюць.
«Дай і я памажу вока», — рашыла баба.
Неўпрыкмет, калі паны і паненкі былі заняты скокамі, яна сунула палец у міску і памазала вока. Глядзь, а паноў і паненак няма, нейкія рагатыя стварэнні з бычынымі хвастамі крыўляюцца. Спалохалася баба, прыжмурыла памазанае вока, другім глянула. Палац, расфуфыраныя паны і паненкі скачуць. Зірнула памазаным: балота, сядзіць яна не за сталом, а на купіне. «Дык вось да якога пана я трапіла, — змікіціла старая. — Гэта ж чорт прывёз сюды…»
Если кто совсем далёк от белмовы, то вкратце: одна баба увидела как на свадьбе народ мажет себе глаза какой-то жижей из миски, помазала себе один глаз и увидела,что это не люди вокруг пляшут, а черти, и свадьба вообще в болоте, а сама она на кочке сидит.
Подобным же образом следует использовать и
камушки с отверстиями. Говорят, посмотрев через такое отверстие вокруг, можно и деревья с глазами увидеть, и лешего и самого дьявола (Вот в каком-то фильме мальчик именно так лешего увидел, не помню название).
У автора, видать, грибочки слишком волшебными оказались, и эффект закрепился
