А у нас классная была учительница, мы у неё ого-го как читали. Даже то, что не нравилось. Но многое как раз очень нравилось, причём из неожиданного. Проходили Фонвизина - всем классом ржали. "Горе от ума" - цитатами разговаривали. Лично у меня "Преступление и наказание" тогда не пошло, но всё равно я была заинтересована и сделала в уме пометку прочитать через сколько-то лет снова - и так и сделала, причём Достоевский у меня как попёр, я подряд штуки три-четыре романа прочитала. "Война и мир" мне, по-моему, единственной из всего класса понравился
В общем, шло нормально, классика более или менее читалась. Но главное - у нас вообще весь класс читал и вне школы, потому что наша учительница именно что привила любовь к процессу и умение воспринимать печатный текст.
Насчёт зарубежной литературы - до 5 класса была у нас какая-то экспериментальная программа, в которой шла сплошная зарубежка, а по русской литературе мы отставали. Причём произведения... Ладно Шекспир, мы и монолог Гамлета учили, и отрывки из РиДж ставили, всё отлично... Но нафига пятиклассникам "Песнь о Роланде" была?
Я на тот момент из неё только восклик "Аой!" запомнила. И Кеведо-и-Вильегас, хоть и в отрывках, туго шёл, и Лопе де Вега. Вообще как-то много было средневеково-возрожденческой литературы, по "Витязю в тигровой шкуре" вообще на весь класс дискуссия шла (в отрывках изучали, был там какой-то забавный момент, возмутивший меня, ну и понеслась). За что я благодарна - это что наша Наталья не стала нам "Смерть Артура" Мэлори давать, хоть та и шла по программе (5 класс, 5 класс, Карл!).
На самом деле есть желание перечитать школьную программу и прочитать те произведения, которые мимо прошли, вот спасибо, что напомнили))