Навеяно 2 темами:
/index.php/topic,40083.0.html /index.php/topic,39982.0.htmlа также вопросами в личку.
Нашла время накатать простынку и написать, что знаю о правах граждан при оказании медицинской помощи.
Во-первых, полис обязательного медицинского страхования. Выглядит как синий листик на лицевой стороне которого указаны имя, фамилия, отчество и номер полиса, а на обратной указано в какой страховой медицинской организации получен этот полис и телефон по которому нужно звонить в случае нарушения ваших прав.
ВАЖНО: в первую очередь защитой прав застрахованных граждан, занимается страховая медицинская организация и в случае вопросов или жалоб необходимо обращаться туда. Страховую медицинскую организацию можно поменять 1 раз в год (либо в случае переезда в другой город), но подать заявление в ту страховую, которую хотите выбрать нужно не позднее 1 ноября текущего года, либо менять уже в январе следующего.
Там где указано наименование страховой указ и номер телефона по которому нужно обращаться при возникновении необходимости.
По полису ОМС можно получить практически любую медицинскую помощь, кроме СПИД, гепатитов, туберкулеза, ИППП (обобщенно).
ВАЖНО: чтоб не возникало никаких вопросов по поводу приема в медицинских организациях необходимо помнить, что в случае изменения фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность, места жительства в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли необходимо сообщить об этом в свою страховую компанию.
По полису ОМС можно получить медицинскую помощь
ПО ВСЕЙ ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, а не только в своем городе.
Несмотря на то, что с 2013 года скорая медицинская помощь работает в системе ОМС,
если у вас отсутствует полис медицинскую помощь в экстренной форме вам все равно окажут. Экстренная медицинская помощь – помощь при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний,
представляющих угрозу жизни пациентаНе нужно путать ее с неотложной помощью. Неотложная - это также внезапные острые состояния и т.д., но БЕЗ явных признаков угрозы жизни пациента.
Дальнейший вопрос, где можно получить медицинскую помощь по полису. Как правило, мы знаем поликлинику, в которую постоянно ходим, но при необходимости попасть на прием, в другом городе, впадаем в ступор или идем получать помощь за деньги.
Также
можно и в своем городе получить
бесплатную медицинскую помощь, к примеру, у стоматолога
в частной медицинской организации по полису ОМС.Итак, для того чтоб узнать это ищем в интернете документ с названием
«Территориальная программа оказания государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи на 2015 год» Также указываем наименование субъекта РФ (за исключением Мск и СПб).
Дальнейшее буду разбирать на примере Москвы.
Поскольку Москва и Петербург крупные города, то для них существуют свои программы оказания медицинской помощи, отличающиеся от программы для области.
Т.е. существует программа оказания бесплатной медицинской помощи по городу Москва и программа оказания бесплатной помощи для Московской области.
Как правило, программу можно найти на сайте регионального министерства здравоохранения. На Московском не нашла ее, нашла на сайте территориального фонда ОМС г. Москвы. (
http://www.mgfoms.ru/document/186).
Документ долгий и нудный. Целиком его читать не обязательно. Находим
перечень медицинских организаций. В случае с Москвой – это приложения № 8 и № 9. В 8 перечислены все государственные МО в которых можно получить помощь, в 9 – федеральные клиники и частные клиники. Выбираешь, что нравится и вперед на запись.
Отдельно по поводу записи. Записаться к узким специалистам на некоторых территориях можно самостоятельно, на некоторых только по направлению терапевта. И вполне возможно, что если вы захотели посетить частника-ЛОРа, то понадобится направление к ЛОР-врачу от участкового терапевта из поликлиники, к которой прикреплен.
Далее – какая необходима медицинская помощь. Плановая, экстренная или неотложная. И снова возвращаемся к программе оказания медицинской помощи и ищем
сроки оказания помощи.Для Москвы – это будет:
Медицинская помощь в
стационарных условиях в экстренной форме оказывается безотлагательно.
Медицинская помощь в стационарных условиях в плановой форме
(плановая госпитализация) оказывается не позднее 14 рабочих дней со дня выдачи лечащим врачом направления на госпитализацию пациента. Плановая госпитализация обеспечивается при наличии указанного направления.
Оказание первичной медико-санитарной помощи в плановой форме (
амбулаторная помощь в поликлинике) осуществляется по предварительной записи пациентов, в том числе в электронной форме.Срок ожидания первичной медико-санитарной помощи
в неотложной форме составляет
не более двух часов с момента обращения пациента.
Срок ожидания приема
врачей-специалистов при оказании первичной специализированной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет
не более 7 рабочих дней со дня обращения пациента.
То есть, если вы обратились на прием к врачу терапевту с болями в спине 23 ноября 2015 года, он должен дать талончик к неврологу не позднее чем на 02 декабря 2015 года.
Срок ожидания проведения
диагностических инструментальных и лабораторных исследований при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет
не более 7 рабочих дней со дня установления необходимости проведения таких исследований пациенту.
Срок ожидания проведения
компьютерной томографии, магнитно-резонансной томографии и ангиографии при оказании первичной медико-санитарной помощи в плановой форме составляет
не более 20 рабочих дней со дня установления необходимости таких исследований пациенту.
В некоторых программах также указывается время приема к терапевту и педиатру (как правило 2 рабочих дня), а также максимальный срок ожидания приема врача от времени, указанного в талоне (как правило 1 час). В Московской не нашла таких положений.
Если по каким-то причинам медицинская организация не может оказать прием врачом в указанные сроки, то в регистратуре вас
должны уведомить об этом и предложить другую медицинскую организацию, где вы сможете получить эту медицинскую помощь в указанные сроки.
Итак, если сроки нарушаются, к примеру, терапевт не дает направления к неврологу, или дает (в случае обращения 23.11.2015) на 08.12.2015 года, то он должен опять же предложить другую медицинскую организацию, где эту помощь в указанные сроки смогут оказать, либо получить ваше согласие на оказание помощи в более длительный срок. Если этого не происходит, или неотложную медицинскую помощь (тот же перелом руки) вам не оказали за 2 часа (при этом действительно нужно обращаться в травматологию, а не в любую поликлинику, врач без соответствующей лицензии не имеет права оказывать помощь) тогда:
1) Идем к заведующей отделением, либо заведующей поликлиникой, либо главным врачом. Как вариант включаем диктофон для записи разговора (потребуется для пункта 4 если дойдет до него). Спокойно без ругани уведомляем о соответствующем пункте в программе государственных гарантий и о его нарушении и просим оказать медицинскую помощь, на которую имеем право. Если реакции нет и на вас все также не обращают внимание, то шаг 2.
2) Звоним в страховую медицинскую организацию, как уже говорилось, номер телефона указан на оборотной стороне полиса ОМС, (пишем на сайте страховой, у всех страховых компаний, работающих в системе ОМС должны быть сайты/идем в офис страховой компании с обращением в бумажном виде) и заявляем о нарушении прав гражданина на оказание медицинской помощи. Там должны помочь разобраться в сложившейся ситуации, либо провести разбирательство впоследствии.
3) Если бездействует страховая, тогда ищем в интернете сайт Территориального фонда обязательного медицинского страхования по области и сайт Министерства здравоохранения по области, там указаны телефоны по которым можно обратиться, также в большинстве случаев можно написать обращение через интернет. Но, можно сделать 2 идентичных письма – в ТФОМС и Минздрав в которых изложить суть проблемы. Либо также посетить в приемные часы эти учреждения.
ВАЖНО: если пишете письмо на бумаге, то печатайте его в 2х экземплярах – 1 для направления в соответствующую организацию, а на 2 в приемной вам должны поставить штампик о том, что документ принят с указанием даты принятия и подписью специалиста, осуществляющего прием документов. Можно также отправить письмо с уведомлением через почту России, но тогда рекомендую сделать опись. Обращения рассматриваются в соответствии с федеральным законом об обращениях граждан (30 дней), либо до окончания этого срока письменно уведомить вас о продлении срока рассмотрения обращения (еще 30 дней максимум).
4) Если ничего не помогло, то берем все свои бумажки (обращение в страховую, фонд, департамент со входящими номерами, диктофонные записи о том, что вас отказываются принимать) и топаем с этим набором писать обращение в прокуратуру. Но вряд ли дойдет до этого пункта. Все вопросы в большинстве случаев решаются на первых двух этапах, максимум на 3.
Надеюсь хоть чем-то помочь смогла.