Не совсем. С моей точки зрения сервисный сбор очень сложно справедливо раскидать на стоимость блюд, т.к. есть различные популярные блюда, которые человек не захочет брать в сдвинутой ценовой категории, даже если она будет сдвинута незначительно (скажем на 30-50 р). Или от этого будет сильно зависеть количество съеденных блюд.
А бизнес вообще непростая штука. Актуальные и конкурентоспособные цены на блюда тоже рассчитать не так уж просто, но это не значит, что делать этого не надо.
Я хз, мне лично не сложно спросить/прочитать (а это всегда написано в меню), что есть сервисный сбор. И психологически сильно легче видеть не условный ценник в 400 р на борщ на картинке, а уже после хорошего обеда в голове прибавить +10% к общей сумме с него. И воспринимать ценной не каждого отдельного блюда, а от приятного проведения времени в целом. И в принципе я думаю, что у многих так. Это же и психология тех же самых чаевых. Человек мог вообще не хотеть их оставлять или имел какой-то определённый размер в голове (скажем 100 р), а после еды, пообщавшись с приятными работниками и максимально расслабившись берёт и оставляет 800 р на чай.
А вот я как раз не люблю, когда такие психологические трюки пытаются навязать. У меня остаётся стойкое ощущение, что меня наепывают. Всё равно что в такси к фиксированной цене ещё бы прикрутили отдельно деньги на бензин, чтобы сохранить иллюзию, что это такси дешевле остальных. Потому что человек торопится, ему неудобно прибавлять, считать, сравнивать, сколько оно в итоге выйдет и не выгоднее ли обратиться в другую службу. А тут наоборот, человек расслаблен, он ест, общается, возможно, выпивает, к каждому блюду и напитку ещё и, помимо основной цены, высчитывать и прибавлять проценты - ну такое. Большинство это делать не будут. Особенно, если в меню про сервисный сбор написано маленькими буковками, а официант "забыл" предупредить.
С чаевыми немного другой вопрос. Они все же не фиксированные и не обязательные. Ну,
если не обязательные, и их не начинают вымогать.