Из школьной программы предложили исключить семь предметов.
Большинство учащихся мечтают избавиться от ОБЖ и технологии.
Почти 70% школьников назвали ОБЖ самым бесполезным предметом в школе. Такие данные показал опрос, проведенный Институтом прогрессивного образования среди учащихся 8-11 классов. В немилость к школярам попали также технология, астрономия, основы религиозной культуры, краеведение, рисование и музыка. Учащиеся предлагают исключить эти дисциплины из школьной программы за ненадобностью. Прокомментировать выбор школьников мы попросили учителей.
Первое место среди самых ненужных предметов по мнению учащихся с большим отрывом заняли ОБЖ. За ликвидацию данной дисциплины высказалось 69% школьников, указав, что уроки проводятся формально и не дают никаких практических навыков. 57% старшеклассников посчитали абсолютно бесполезным предметом технологию: ребята назвали предмет скучным, а также отметили, что разделение программы на мужскую и женскую в наше время уже не актуально.
Изгнать из школы астрономию захотели 38% школьников: по мнению учащихся, этот предмет слишком сложный и никогда не пригодится в жизни. Каждый пятый опрошенный предложил исключить из программы основы религиозной культуры: по словам ребят, вопросы религии для них являются слишком личными. 17% учащихся предпочли отказаться от уроков краеведения, а 15% считают бесполезными школьные уроки музыки и рисования.
По мнению педагогов, выбор ненужных предметов старшеклассниками во многом определялся тем, что по этим дисциплинам не сдают ЕГЭ. Однако из опроса учащихся можно сделать вывод и о системных проблемах преподавания указанных предметов в российских школах.
– На самом деле к большинству предметов, которые учащиеся захотели убрать из программы, сами школы относятся как к маловажным и второстепенным, – рассказывает учитель начальных классов Наталья Полянская. – Например, в начальной школе очень часто не хватает учителей технологии и рисования, и их обязанности вешают на классного руководителя. Понятно, что от таких занятий немного толку. Хотя в целом для младшеклассников эти дисциплины нужны. Немногие дети в этом возрасте могут целый учебный день концентрироваться на письме или счете – технология, музыка и рисование помогают им переключиться на другую сферу деятельности и отчасти отдохнуть. Предмет «Основы религиозных культур и светской этики» 4-классники, конечно, вообще всерьез не воспринимают. Оценка по дисциплине не ставится – соответственно, вникать в пройденный материал для большинства ребят нет никакого резона.
Учитель ОБЖ Николай Топорков считает, что значимость его предмета незаслуженно недооценивается уже многие годы самими школами, поэтому и дети считают его бесполезным.
– Проблема в том, что квалифицированных педагогов по ОБЖ в стране практически нет, – говорит учитель. – В педвузах отдельного направления подготовки по этой дисциплине не предусмотрено. Да и многие школы стремятся максимально сократить количество часов на преподавание дисциплины. Серьезные вопросы вызывает и программа, в которой большая часть времени отводится теории, а не практике. На деле именно практические знания из курса ОБЖ необходимы всем нам в повседневной жизни. Многие люди не знают элементарных правил безопасности, единицы могут правильно оказать первую помощь другому человеку. Все это в том числе – последствие многолетнего наплевательского отношения к преподаванию ОБЖ в школах.
Необходимость изучения астрономии многие педагоги ставят под сомнение, как и школьники. По мнению учителя физики и астрономии Дарьи Мельниковой, этот предмет не следовало делать обязательным в старших классах.
– С 2018 года школы обязаны включать астрономию в программу 10-11-го классов, – объясняет педагог. – В это время большинство детей уже определяются с направлением и начинают готовиться к поступлению в вуз. С точки зрения сдачи ЕГЭ этот предмет полезен только тем ребятам, которые сдают выпускной экзамен по физике, так как туда с недавних пор вошел и вопрос по астрономии. Понятно, что все остальные в большинстве своем воспринимает необходимость изучения данного предмета скептически. К тому же он действительно сложный и дается легко далеко не всем. Многие учителя это понимают и оценивают учеников лояльно, чтобы не портить аттестат. На мой взгляд, подобные дисциплины все-таки должны изучаться в специализированных классах или преподаваться в качестве факультатива.
Во-первых, я очень сильно удивлена, что на первом месте в этом списке не впаривание православия. Нет, был бы это обзор религиозных культур или светская этика, я считаю, что предмет и не лишний, и интересный. Но не в том виде, в котором его, судя по рассказам, "преподают" в школах.
Во-вторых, стало очень обидно за ОБЖ. У нас был отличный преподаватель и я помню, как сестра, находясь в другом городе, позвонила маме и пожаловалась, что получила ожог (что-то перевернула с плиты на себя) и мы по моим лекциям с ОБЖ ей расписали, что надо сделать до прихода врача, которые в те времена не то чтобы по первому вызову бежали, как сейчас, и консультаций по телефону тогда не было. И вообще нам очень много полезного рассказывали на ОБЖ.
В-третьих, творческие предметы, вроде рисования и пения, должны быть, но как факультативы, и ставить их как-то между сложными предметами, чтобы дети хоть немного мозги разгружали. А то они, бедные, бегут с физики за химию, а потом на алгебру. И физкультуры бы им побольше.
За астрономию тоже обидно. Когда я училась в школе, то очень жалела, что у нас ее нет. Но, наверное, современных школьников и так слишком грузят точными науками, может быть, тоже как факультатив оставить, где просто будут интересно рассказывать про небушко.
А вот технология - это наши уроки труда что ли? Ну фиг знает. Пожалуй, я бы действительно объединила мальчиков и девочек и учила бы всех и борщи варить, и табуретки икеевские собирать. Откуда мнение о том, что это сейчас совсем никому не пригодится? А если трубу дома прорвет, а сантехник придет только завтра, тоже на надо знать, как, что и где перекрыть? Домашней электропроводке я бы целый курс выделяла не этой технологии, а то потом люди принимают ремонт у бригады и не знают даже, где и что проверить. А потом квартиры и дома горят.
Короче, поделитесь, что вы исключили бы из школьной программы.