... крепче заде 
А кстати, это реально так работало, не было жесткого порядка наследования? Это же выходит адский змеюшник, где "яд и булат погибель сулят - смотри не зевай".
Ну да, в Османской империи почти весь период существования не было чётко прописанного принципа наследования престола. Все шехзаде имели на него равные права. Султаном становился тот, кто после смерти предыдущего султана успевал быстрее остальных добраться до трона и провести церемонию джулюса (т.е. восхождения на трон). Кстати, интересный момент: трон считался неотъемлемым символом власти, поэтому султан, отправляясь в поход, обязательно брал трон с собой, чтобы в его отсутствие никакой нахальный шехзаде не мог приехать в столицу и захватить власть. И если султан умирал / погибал на войне, то потенциальным наследникам надо было ехать туда, а не в столицу, чтобы, опять же, быстрее конкурентов сесть на трон.
У некоторых шехзаде в этом плане были разве что территориальные преимущества. Всех шехзаде, когда они взрослели, отправляли в санджаки (административные единицы, которыми они управляли в ожидании смерти султана). И вот кого-то могли отправить в санджак поближе к столице, а кто-то куковал где-нибудь у границы.
Но, конечно, если ты просто сидел и ждал с моря погоды, пусть и в ближайшем к столице санджаке, то трон вполне мог занять твой брат или сын твоего брата,
а потом казнить тебя и твоих сыновей в рамках закона Фатиха. Требовалась поддержка чиновников и армии, т.к. те же янычары могли просто не пустить тебя в столицу, если благоволили другому шехзаде. Или, скажем, гонца, который вёз тебе весть о кончине султана, могли перехватить по дороге. И т.д. Поэтому надо было переманивать на свою сторону важных пашей, дружить с военнослужащими, иметь при дворе шпионов и доверенных лиц, но аккуратненько, а то ведь актуальный султан тоже мог подумать, шо ты метишь на его место раньше, чем на то будет воля Аллаха. И прям вот откровенно убить других шехзаде нельзя было, т.к. все шехзаде — будущее Османского государства. И, скажем, даже сам султан мог любить одного сына и недолюбливать другого, но всё равно считал их равными претендентами на престол — и лишь Аллах решит, как оно там дальше сложится. Но можно было опорочить шехзаде в глазах султана (например, подвести к тому, что он готовит восстание). Тогда султан, конечно, не мог не казнить негодника (и всех его сыновей). Да и убить можно было тайно и не вызывая особых подозрений: стрела на охоте не туда полетела, шербет оказался ядовитым и т.п. Сколько-то голов с плеч полетит, но концы найти сложновато.
Но, кстати, не припоминаю такого, чтоб один умный шехзаде ещё до восшествия на престол своими руками устранял всех остальных шехзаде и скакал один такой красивый к трону в гордом одиночестве. Если и оставался всего один наследник, то остальные всё же умирали по естественным причинам... более-менее. Или, по крайней мере, без прямого участия в этом шехзаде. Вот, кажется, у Селима Второго (сына Сулеймана Великолепного) как раз не было конкурентов при его восшествии на престол (именно из числа братьев и племянников, так-то свой сын у него уже был на тот момент), но относительно прямое отношение он имеет к смерти только одного из своих братьев, и то он убил его по приказу Сулеймана из-за восстания и дружбы с персидским шахом, а не чисто по своему желанию (хотя и желание такое было, думаю).