Все разделы > C zadolba.li

#18605 - Литература в разрезе

(1/10) > >>

murmur:
http://zadolba.li/story/18605


--- Цитировать ---Здравствуйте, дорогие читатели занимательных историй. Хочу поделиться с вами своей печалью.

Я люблю читать книги. Очень сильно. Я не читаю всё подряд, не читаю исключительно то, что модно, или то, что по мнению каких-то очень уважаемых людей благотворно сказывается на духовном мире человека. У меня есть свои предпочтения, и, собственно говоря, ничего особенного в этом нет, они есть у большинства людей, которые получают удовольствия от чтения, а не проглатывают книги на скорость. Могу прочесть книгу за день, могу растянуть на полгода, могу бросить на середине и дочитать через несколько лет. Такими были мои отношения с книгами с детства.

Казалось бы, что могло меня задолбать? Да уроки литературы! До сих пор с содроганием вспоминаю о них. На них тебе говорят, что ты должен читать и что по этому поводу должен думать. Заставляют читать больше, быстрее, и плевать, что тебя выворачивает наизнанку от этой книги или ты хочешь нежно и бережно погрузиться в повороты сюжета, не отвлекаясь и не отвечая никому на дурацкие вопросы.

Вот, например, недавно я попыталась начать читать «Войну и мир». Всё неплохо, даже довольно интересно, но вот наступает злополучная сцена бала, и в голове появляется голос учителя литературы (которая, кстати, сама не пребывала в том восторге от произведения, которого требует профессия, я отлично помню, что она обожала поэтов Серебряного века и Булгакова, но надо так надо): «Обратите внимание на этот момент, этим автор хотел сказать вот это, а вот этим — то». Отлично! Теперь повествование сопровождается закадровым голосом и машинальным поиском символичных смыслов. Отложим расчленённое произведение, так наслаждаться процессом просто невозможно. Спасибо тебе, система образования, школьная программа и календарный план.

Кстати, именно поэты Серебряного века и Булгаков идут на уроках, как говорится, «на ура», под слоганом «К чёрту программу, давайте поговорим об интересных произведениях». Мы слушали романсы, смотрели любовно составленные слайд-шоу, действительно обсуждали произведения, делились своими мыслями. Если бы так было со всеми произведениями, я бы, пожалуй, любила уроки литературы больше. Но физически невозможно ни учителю, ни ученикам искренне любить такое огромное количество различных произведений. А если уж вспомнить о том, что в первую очередь мы изучали именно русскую литературу, то депрессивный настрой от Тургенева, Достоевского и Горького не разбавляли и Чехов с Фетом. Из русской литературы я уяснила одно: русский человек страдал, страдает и будет страдать, такова его особая русская душа.

Ну, казалось бы, всё, что ещё может задолбать? Ответы и сочинения!

«Расскажи, о чём это книга». Знаете, когда получается действительно хороший ответ на этот вопрос? Когда ты перед уроком прочёл аннотацию, и только её, книгу тебе читать было необязательно. Если же ты ещё и прочёл мнения критиков о ней — блестяще! У тебя выйдет идеальное сочинение, так как твоего мнения на самом деле не спрашивают! Всё, что тебе положено ответить, написали уже когда-то умные дяди, в редких случаях — тёти. Штампы, речевые клише, цитаты автора и критиков — вот всё, чего от тебя хотят получить в сочинении или ответе. Все плевать на твою эйфорию от читаемой книги или «книжное похмелье». Им нужно вбить в твою голову общепринятое мнение.

А теперь в заключение суть трёх ступеней школьного образования на трёх примерах:

Младшие классы. «Вот котики, посмотрите, какие они пушистые и разные, давайте научимся их гладить».

Средняя школа. «Все взяли по котику, покажите, где у кисы лапки, а теперь глазик… Нет, Иванов, ты не так показываешь, ковыряй сильнее! А теперь потяните кису за усы и подёргайте хвост. Нет, вас исцарапали не из-за дурацких заданий, вы просто недостаточно крепко их держали».

Старшая школа. «Вы любите котиков? Вскройте котика!»
--- Конец цитаты ---

Во-первых, и я не устану это повторять, то что у кого-то была плохая училка, не позволяющая иметь собственное мнение, не значит что уроки литературы - это плохо. Но допустим, автор имела в виду, что ее задолбали именно ее уроки

Во-вторых, как-то всё это непонятно - почему, мол, книги анализировать заставляют, а не просто просят описать свою эйфорию (или наоборот). А почему нет? Именно "вскройте котика", именно "литература в разрезе", потому что это не совсем кружок по интересам, а все таки урок, там учить чему-то должны. А даже если бы был кружок по интересам - все равно так или иначе разговор бы зашел о портретах героев, о сюжете, почему так а не иначе, почему вот здесь автор вот так решил сделать и тд. Если мнение не навязывается, то в этих вопросов нет ничего плохого

Sowl:
А меня всегда удивляли эти анализы и разбор литературных произведений. Неужели, когда автор писал, он прямо думал, что этот дуб будет символом того-то, а цвет платья героини будет символизировать вот это?

Aniram:
У меня была хорошая учительница по литературе, она интересно все рассказывала, лет ей было за 50, но вот это вот"автор этим хотел сказать то то и то то" гасило на корню любое желание размышлять о произведении и сочинения благополучно скатывались со сборников умных дяденек. Смысла писать своё не было, обсиралось на раздва :-\

AntonSor:
Хе-хе. Прямо как по Задорнову, когда "дали в школе маленькую порцию Толстого, Достоевского, Пушкина, как прививку, и все - читать больше не тянет". Представляю такую "прививку" в отношении "Эдички", "Голого завтрака", "Тропика Рака" и "Страха и ненависти в Лас-Вегасе", на примере "а вот тут обдолбанный вусмерть Берроуз хотел сказать вот это и это, просто это не очевидно из-за применяемого им приема перестановок текста, а мораль тут вот в чем" - это же было бы лучшей антипропагандой наркотиков и порнографии! :)
Уроки литературы дают ложную иллюзию того, что ты знаешь, о чем эта книга. В то время, как ты читал лишь краткое содержание.
И очень плохо, что у автора поста такая хорошая память. Учитель читала его, действительно, для галочки. Потому что есть в программе. И вы, автор, должны были сдать зачет по этой теме, написать сочинение и забыть. А вы не забыли, и теперь мучаетесь.

TLiza:
я в школе просто впадала в бешенство от этих "что хотел сказать автор".
Причем, я с детства писала всякое сама. И до сих пор пишу. В основном стишки и рассказы.
Поэтому, в моих глазах все эти вопросы были проявлением крайнего идиотизма.

Приведу по себе:
почему я написала это:
- мне приспичило
- я придумала крутую фразу и вокруг нее написала это
- я стояла в пробке и мне было скучно
- мне понравилась тема
- мне надо было срочно высказаться
- я перепила кефиру и он искал выход из организма, отвлекалась я
- меня попросили
- у меня было свободное время.

что я в виду этим:
- ничего, меня пёрло
- ровно то, что написала
- сама не поняла, вчера было всё ясно

что символизируют в этом всём  "синие занавески"
- синие занавески
- занавески
- я хз
- в ритм ложилось именно в таком виде.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии