Вот я из школы вынесла ощущение, что поднимать руку на уроке и что-то вопрошать дополнительное - очень плохая идея, а если что-то не поняла - твои проблемы. Ну на крайняк после урока подойди.
Как бы понятно, что вылезает такое из-за ограниченности времени, но у очень многих людей складывается мнение, что это норма, так и надо, и нидайбог вообще когда-либо и где-либо вклиниваться в рассказ лектора/экскурсовода и что-то спрашивать.
Когда я пришла в универ, таких как я было очень много. И из нас это очень активно выбивали, и выбивали с трудом. При этом первое время было реально заметно, что сидит группа, предмет сложный, НИКТО не въезжает в новую тему, но все молчат в тряпочку. Преподы по-всякому убеждали, что задавать вопросы, даже тупые - норма и так и надо. Постепенно нашлись те, кто вопросы задавал, и процес пошёл лучше. Я себя часто ловила на мысли, что вот вроде послушала лекцию, вроде всё ок, вопросов нет. А потом кто-то задаст довольно очевидный вопрос, и сразу у меня в голове мысль "Охренеть, я же этого тоже не понимаю, а сижу спокойненько". В общем, активное взаимодействие со слушателем - это прекрасно.
Но, кстати, со старшим поколением преподов такая схема (задавать вопросы) очень часто работала криво. То есть если их спросить, они очень удивляются и начинают подрооообно отвечать. Часа на 2. Уходя от основной темы и задерживая на перерыв нас. Естественно становилось ясно, что их лучше не трогать. А вот молодые преподы все реагируют нормально - отвечают 2-3 минуты максимум и указывают, где найти доп. материал и дальше лекцию вещают.
Я к чему. По-моему культура "не задавать вопросы" у нас очень паспространена, и мама автора как раз её представитель. А это грустно, ибо отупляет и убивает любопытство, и вообще умение грамотно задать вопрос - потрясающе.
Но да, конечно, понятно, что это всё результат спешки всех и везде, перегруженности системы образования и вот этого вот всего.