Форум проекта "Килл Ми Плз"

Все разделы => Обсуждаем истории => C zadolba.li => Тема начата: Stephan S от 05 Июля 2016, 14:54:00

Название: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Stephan S от 05 Июля 2016, 14:54:00
http://zadolba.li/story/20766

Цитировать
Даже не знаю, кому именно адресовать свою задолбашку: «гениальным» детишкам или их родителям.

Начинается всё довольно мило: ребёнок обучается читать годиков в 3−4, возможно, идёт в школу на год раньше или перепрыгивает через класс, участвует в соревнованиях типа «Что? Где? Когда?», мама бережно собирает в папочку его стишки и рисунки, вешает на стенку в аккуратных рамочках почётные грамоты и дипломы. Мальчик может ходить в кружок авиамоделирования или клеить модель фрегата, играть на валторне и гобое, девочка — собирать титулы «Мисс школы» и петь на каждой торжественной линейке, но в какой-то прекрасный момент происходит это… Ребёнок заканчивает школу и поступает в институт.

И тут-то у него начинает происходить самая настоящая ломка психики. Если в своей 116-й школе он мог считаться «звездой» местного масштаба, то далеко не факт, что, поступив в вуз, он останется лучшим. Предметы становятся сложнее, требования — выше, и вот уже вместо отличника, которому всё давалось легко и просто, он становится хорошистом, а то и троечником. Оказывается, что на курсе помимо него учатся и другие призёры олимпиад, причём не районных или областных, а масштаба страны. И фрегаты сокурсник Вася начал клеить не в 14, а в 5, и на гобое он играет лучше. Девочки наперебой соревнуются за внимание мальчишек: в школе-то она считалась первой красавицей, а тут таких — по дюжине на курс.

Тут возможны два варианта. Если родители не замусорили ребёнку мозг на тему «ты лучший, остальным до твоего уровня не дотянуться», а всего лишь хвалили за достижения и поощряли на дальнейшие свершения, он, скорее всего, смирится с тем, что теперь корона не принадлежит ему и нужно либо соперничать за неё, либо смириться с положением обычного «придворного». Бывшая «принцесса» пообтешется до нормальной компанейской девчонки, конечно, знающей себе цену, но не задирающей нос. Или же займётся самосовершенствованием и снова по праву завоюет первенство. «Принц» перестанет быть в каждой бочке затычкой и выберет из своего списка увлечений одно-два, в котором действительно может стать конкурентоспособным, или смирится с тем, что есть специалисты лучше него.

Но если ребёнку с детства талдычили, что он гениален, что остальные суть прах под его сандаликами, что ему светит великое будущее, что он — второй Эйнштейн, Рембрандт или Моцарт, тут уже пиши пропало. Во всех неудачах, во всех провалах будет виновен не он сам и его посредственное знание (умение), а происки коварных врагов. И преподаватели придираются, и программа сложная, и в учебнике не было того, что спросили на экзамене, и соседи спать не давали, поэтому сейчас совершенно невозможно сосредоточиться, а ещё вчера шаурмой отравился, хамоватая продавщица задела тонкие струны души, магнитные бури, ВСД, лунное затмение и парад планет — виновато всё, кроме собственного неумения трезво оценить себя и свои силы. Такие обещают подготовить доклад, сделать плакаты, распечатать, напечатать, узнать, соорудить и сочинить, не задумываясь, насколько реально успеть всё это в срок. Он же гений, он все может и умеет, он всё знает лучше всех! Это не он неправ, это в книжке опечатка. Он никогда не признает свою ошибку и будет изворачиваться, передёргивать фразы и вырывать слова из контекста, делая тебя виноватым, — он же не может ошибаться!

Самое печальное то, что с такими людьми потом приходится работать. Если в школе или в институте соседство с ними не приносит ничего, кроме некоторого морального дискомфорта (опять же, можно дистанцироваться и не общаться), то на работе это может стать настоящей катастрофой. Начальник, чьё мнение неоспоримо, а в ошибках, если что, виноват подчинённый. Коллега, на которого нельзя положиться, который позволяет себе действовать не по инструкции, не посоветовавшись перед этим и не поставив в известность, — он же лучше знает! Подчинённый, обижающийся на придирки, тогда как это вполне нормальные рабочие замечания. Отговорки, нелепые оправдания, попытки переложить свою вину на другого — будто мы все ещё в институте или в школе, и цена ошибки — не сорванный контракт на полмиллиона, а всего лишь криво сляпанная стенгазета.

Родители, поймите, гениев не так уж и много! Если ваш ребёнок в год заговорил целыми фразами, то с вероятностью в 99% к окончанию школы он выровняется и будет как все — человеком средних способностей, знаний и умений. Для ребёнка такие скачки в развитии совершенно обыкновенны, не надо записывать себя в гениальные педагоги, а его — в реинкарнацию да Винчи. Подойдите к воспитанию с изрядной долей скепсиса, включите мозги. Вы же потом всю жизнь будете болеть душой за «непризнанного гения», работающего мерчендайзером или консультантом, и говорить, что это временная работа, что ваш уже лысеющий Ванечка или порядком потрёпанная Танечка ищут себя, что вот-вот найдут и уж тут-то все узнают, какой бриллиант не оценили. Да и сами Ванечка с Танечкой, вместо того чтобы трезво оценить свои шансы и исходить из реально имеющихся возможностей, так всю жизнь и будут грезить о прекрасном, что вот-вот их настигнет.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Настасья Филипповна от 05 Июля 2016, 14:58:21
Нуууу... примеры автора с работы - это вообще не бывшие дети-гении..
Я в начале истории думала, что это про гениальных детей, которые потом становятся как все и кончают жизнь самоубийством.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: ZloeAloe от 05 Июля 2016, 15:01:27
Те, которые кончают жизнь самоубийством, потом никому мозги не имеют.
Так что они обычно и не задалбывают.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Allian от 05 Июля 2016, 15:03:05
Нуууу... примеры автора с работы - это вообще не бывшие дети-гении..

Там в тексте - кавычки, а в заголовке забыли, наверное.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Gur от 05 Июля 2016, 15:04:53
Все ли "неоцененные гении" - результат воспитания?
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Stephan S от 05 Июля 2016, 15:22:17
Меня конец истории тоже разочаровал)

Самоубийством кончают не все, слава богу. Но «синдром былой гениальности» иной раз хлещет через край. Человек попадает, например, в сеть, и по определению ожидает, что Всемирная Паутина состоит из таких же людей, которых он видел у себя в школе на окраине провинциального городка. Далее — разрыв шаблона, изгнание из своего круга общения любого равного, дабы остаться «королём ума» среди пацанчиков. Или бложики непонятных людей, «учащих обществу уму-разуму» или специально ищущих, кого бы обсмеять, «идиотонаблюдатели». Часто это они)
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: 4doxlik от 05 Июля 2016, 15:43:39
О, да. У меня есть такой родственник. Но он не только "звездой школы" был, но ещё и вышку получил в какой-то шарашкиной конторе от мира образования, благодаря чему и там пробыл "звездой" и "отличником". И потом реальность его стукнула, когда его тупо выгнали с первой же работы через пару месяцев. Потом человек сидел на шее у невесты (которая честно училась и впахивала на работе), а сейчас вообразил себя гениальным автором и пишет книги. Книги не покупают и никому не интересны (потому что там стиль написания уровня "школьное сочинение за которое училка поставит <отлично>, потому что ученик ей нравится, и носит очки" - а дальше он никогда и не развивался), но это не мешает ему рассуждать о своем богатом жизненном опыте и трудностях писательской жизни в современном черством обществе.

Я попытался как-то вывести разговор на тему, что, "может надо все-таки заняться нормальной работой, которая будет приносить деньги" (потому что деньги ему сейчас приносит невеста, и кучка родственников, включая моих родителей), на что получил отповедь с абсолютно железобетонной уверенностью в голосе, что он-де, умеет хорошо писать, это просто общество его не ценит, но будет день, когда он добьется успеха. Один в один, что описывал автор, короче.

В общем, а всех проблем - это отсутствие нормальных обломов во время школы и универа, которые помогли бы человеку осознать, что нет такого универсального умения делать все, что только в голову взбредет, и для всего надо стараться.

У меня же (после той же самой школы) тоже было несколько завышенное мнение о себе самом. Прибило его, когда я в универе первый семестр закончил на совершенно минимальные проходные балы, и по одному модулю не получил вообще допуск к экзамену, из-за не сделанных домашек. А когда я попробовал пойти к профессору и по школьной привычке попросить "ну, дайте мне дополнительные задания, я их сейчас сделаю вам, что бы пунктов набрать недостающих" - получил полный изумления взгляд и фразу "через год записываешься на модуль повторно, ходишь на занятия и сдаешь домашки вовремя, всё, следующий" - то тут до меня окончательно дошло, что взрослая жизнь - это взрослая жизнь, и в ней надо работать.

Короче, да здравствуют обломы в юном возрасте, большие и малые. Чувство собственной исключительности должно быть чем-то подкреплено, а если все по жизни дается легко - значит что-то идет не так.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Птыц от 05 Июля 2016, 15:46:31
по мне так, синдром былой гениальности менее страшен, чем синдром отличника (для самих носителей синдрома).
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Zanthiа от 05 Июля 2016, 16:03:41
Это точно. Когда-то и я была ранним ребенком-вундеркиндом. В 3 года умела читать, знала кучу стишков и сказок, музыкальные способности были, таблицу умножения знала еще до школы, на небе могла найти кучу созвездий, а в поле назвать каждый цветочек... Детская энциклопедия была любимой книгой. В 1 классе, когда одноклассники только учили буквы, со скуки глазела в окно. Вот только годам к 10 все выровнялись, и бывшие "бестолковки" нагнали, и вундеркинды, в т.ч. и я, стали обычными среднячками. В результате школу заканчивала уже ни разу не гением, а особо не выделяющейся хорошисткой. Разве что по русскому языку и литературе в олимпиадах участвовала и места занимала, но этим все и ограничилось.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: ZloeAloe от 05 Июля 2016, 16:15:36
Мне кажется, это основная проблема детей с "быстрым развитием" - они не умеют работать и учиться, звездить они начинают еще когда для них это игра, и можно заниматься тем, что нравится, так, как нравится, а потом "деградируют" - потому как остальные учатся, пока те страдают ерундой и скучают.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Catty от 05 Июля 2016, 16:33:40
Хвалить детей нельзя - перехвалишь, станет "гением", не хвалить нельзя - станет человеком с низкой самооценкой.
Как люди умудряются рожать и воспитывать детей вообще, это же хождение по краю
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Killemall от 05 Июля 2016, 16:40:28
Гыгы... Я в универ пришла с обратной мыслью "в школе была отличницей-медалисткой, а в вузе-то все умные, как я, и умнее даже, буду средненькой и 3-4 получать". Не сама до такого дошла, родные постарались. Ха. Ха. Ха. Первый же семестр показал, что процент умных и ответственных по сравнению со школой выше, конечно, но получавшие отличные оценки в школе не за красивые глаза или родительские деньги и занимавшие места на олимпиадах - и в вузе оказываются отличниками. ;D
Короче, завышенная самооценка это плохо, но заниженная - еще хуже.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Stephan S от 05 Июля 2016, 16:41:38
Как люди умудряются рожать и воспитывать детей вообще, это же хождение по краю
А если учесть, что, например, «то, что проймёт Петю, бесполезно для Васи, а то, что стимулирует Серёжу, может сломать Сашу», кому-то надо объяснять математику, но в «нахождении друзей» он мастер, а кто-то понимает всю физику, а в плане жизни в обществе надо объяснять азы, даже «самоочевидные»...
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Maryam от 05 Июля 2016, 16:43:29
время для прохладных историй
я умная
нет, правда
но у меня с детства были некоторые проблемы
мама всегда говорила мне, что меня даже в дворники не возьмут, что я не осилю, не смогу, куда мне и так далее
но вместе с этим ждала от меня хороших результатов - от пятерок в школе (и только пятерок, за четверки меня наказывали) и до хорошего выступления на олимпиадах, турнирах (шахматы) и проч.
в вуз я поступала педагогический, потому что "куда еще тебя возьмут, даже не старайся, куда тебе", а уже потом поняла, что легко сдала бы и в лучшие вузы
уровень абитуры был ниже плинтуса и проходные баллы тоже
мама причем долго поверить не могла, что я поступила "как тебя хоть куда то взяли?", даже в приемную комиссию звонила, помню  ;D
избавиться от этого "ты не осилишь, не потянешь, не сможешь, куда тебе" я не могу до сих пор, несмотря на признание коллег в разных областях - все похвалы подсознательно считаю незаслуженными, а любой успех - стечением удачных обстоятельств
видимо, никогда и никуда от этого не уйти

вы только что прослушали монолог единственного неудачника на форуме успешных   :D
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: ZloeAloe от 05 Июля 2016, 16:46:13
Тут полфорума неудачников  ;D
Вопрос лишь в том, чтобы успешно себя позиционировать.
Типа "да, я не заработала на машину, зато у меня нет варикоза, легко бегаю по улицам, и с работы всегда можно свалить на 3-7 дней даже без отпуска", "да, я не училась в ТОП-ВУЗе, зато преподы были классные"...
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Слаще_уксуса от 05 Июля 2016, 16:49:30
раннее развитие-это норма сейчас, однако, вдохновленные родители загоняют таких  детей в западню. Я одна из таких детей. Мне было скучно в школе. До 22 лет я мутызгалась по вузам с переменным успехом, пока не пришла к выводу,что меня кроме медицины особо не интетесует ничего. Да,тут я успешна и многие признают мой талант.но мне учеба дается тяжело. я  не привыкла учиться. а в меде это нужно. в школе и гуманитарном вузе все давалось легко. а тут надо сидеть на жопе и вкалывать. итог- преподы ругаются, чувство недооцененности и куча потерянного времени заставляют сидеть на кухне и пить винишко после смены на практике и думать о том,что лучше бы я родилась красивой. быть некрасивой, умной, но ленивой-фигня.... никому не пожелаю быть мнойг
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Catty от 05 Июля 2016, 17:03:15
Maryam у меня тож самое было. Только еще постоянно было: а вот Катенька умница-красавица, а ты что? А вот Петенька зайка, а ты что? Зато теперь можно мной хвастаться перед знакомыми, да. Де логика...
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Серый слон от 05 Июля 2016, 17:08:45
Цитировать
Если в своей 116-й школе он мог считаться «звездой» местного масштаба, то далеко не факт, что, поступив в вуз, он останется лучшим. Предметы становятся сложнее, требования — выше, и вот уже вместо отличника, которому всё давалось легко и просто, он становится хорошистом, а то и троечником. Оказывается, что на курсе помимо него учатся и другие призёры олимпиад, причём не районных или областных, а масштаба страны. И фрегаты сокурсник Вася начал клеить не в 14, а в 5, и на гобое он играет лучше. Девочки наперебой соревнуются за внимание мальчишек: в школе-то она считалась первой красавицей, а тут таких — по дюжине на курс.
То есть мальчики выделяются хорошей учебой, победами в олимпиадах, игре на гобое и изготовлением фрегатов, а девочки соревнуются за внимание мальчиков и побеждают в конкурсах красоты?
Ясно-понятно.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Maryam от 05 Июля 2016, 17:17:27
Де логика...
мама позднее говорила мне, что с ее стороны это была такая мотивация
иначе я бы загордилась, стала про себя слишком много думать и, с другой стороны, обленилась и почивала на лаврах, потому как мне все легко давалось
а если бы не понукания, я бы вообще ничего бы не добилась
как то так
хз, я не согласна с такой педагогической моделью, как показала практика, к хорошему она не приводит
но это дело прошлое)
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Ангел Сияющий от 05 Июля 2016, 17:45:44
Пф, какие-то слабые гении у них.
Меня вот ещё в восьмом классе олимпиада регионального уровня обломала. И никакого ЧСВ :D

Далее — разрыв шаблона, изгнание из своего круга общения любого равного, дабы остаться «королём ума» среди пацанчиков. Или бложики непонятных людей, «учащих обществу уму-разуму» или специально ищущих, кого бы обсмеять, «идиотонаблюдатели». Часто это они)
Эм, а разве не наоборот? Мне, например, в универе в разы приятнее с людьми общаться, чем в школе, так как в школе людей моего уровня было около пяти, а в универе целый курс, я уже не говорю о реально умных людях, которыми можно восхищаться, так как они выше меня на две головы (по крайней мере, в профессиональном плане).
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Allian от 05 Июля 2016, 17:58:31
Эм, а разве не наоборот? Мне, например, в универе в разы приятнее с людьми общаться, чем в школе

У него была какая-то идеальная школа, где школьники восхищаются гениями ума. А я учился в обычной школе :-(
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Ыш от 05 Июля 2016, 18:17:06
Помню, как была удивлена в универе, что вокруг много людей, которые тоже любят читать. Для своего удовольствия! И вообще, с ними есть о чем поговорить. Хотя последние два года я училась в типа хорошем лицее.
Хотя удар был - правда, я осознавала, что в школе не я была лучше окружающих, а окружающие хуже меня. Но все равно неприятно, когда из признанной умнички ты становишься обычной "подающей надежды, но не очень".
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Flamey от 05 Июля 2016, 18:20:21
а вот Катенька умница-красавица, а ты что? А вот Петенька зайка, а ты что? Зато теперь можно мной хвастаться перед знакомыми, да. Де логика...
У меня этим некоторые родственники страдают. Один в один слова, "а вот у неё / него то-то то-то", мол, порадуйся. Да мне всё равно, когда ж вы поймёте уже >:(

По теме: раннее развитие - то, что было и у меня, со всеми вытекающими. Тут самое главное (и самое сложное) - осознать, что гениальность - это тот же самый труд, и просто сидеть и думать "а, я всё равно лучше этих *вставьте_нужное_слово*" - не вариант.
И да, на первых порах тут именно что родители обычно стараются и "выращивают" гениев... :) Так что именно им и должно быть адресована "задолбаля". ::)
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: mike от 05 Июля 2016, 19:09:14
мама позднее говорила мне, что с ее стороны это была такая мотивация
У меня училка первая моя была такая же заботливая.
Детям, умевшим бегло читать и писать (мне и еще одному мальчику) поставила по треугольничку (первая в жизни оценка, елки), чтобы "не зазнавались". Звездочки (5) и квадратики (4) достались тем, кто обвел буквы в прописи. А мы про себя сочинения написали, троечники ;D

Для меня, девочки-медалистки, в вузе стало откровением, что все эти пятерки нужны не мне, а моей маме. А то, что в вузе не о зачетке нужно думать, дошло вообще после ;D Просто повезло, что попала в нужное русло, и интересное дело для меня нашлось.
С тех пор дети-медалисты вызывают скорее жалость. Сколько их не видела за последние 10 лет - очень немногие из них готовы делать что-то кроме как учиться. То есть они это так себе представляют: сейчас они умнички, делают уроки, получат медальку, потом они тоже будут умнички, будут делать уроки, получат дипломчик, ну а потом они снова будут умнички, и будет что-то вроде этого же. К такому облому, что им не будут до пенсии звездочки выдавать за хорошо сделанные уроки, они не готовы совершенно.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: moriel от 05 Июля 2016, 19:11:06
Таких немало. "Гениев" местного разлива, которые на пятерки в своих средних по всем параметрам школах учились. Думают, их грамот и умного вида хватит, чтобы и в универе так же отличниками быть. А препод их обожает по умолчанию.
Тут и родители, конечно, стараются, из толкового ребенка выращивая раздутое ЧСВ на ножках.
Обламывать их в сессию (а то и раньше) -- мерзкое и неблагодарное дело.
Нормально воспитанным и соображающим студентам хватает мозгов, чтобы не считать себя априори лучшими, а вкалывать.

Муж на 10 и 11 классы перевелся в хорошую школу. Так их сначала обломали -- всех этих отличников, умниц и гениев непризнанных -- а потом показали, что значит реально круто знать школьные предметы. И учили очень круто. До уровня всероса доводили.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: femme от 05 Июля 2016, 19:16:16
Когда родители сильно пыжатся, чтобы воспитать гениев, мне все время хочется им напомнить про законы биологии и невозможность ожидания апельсинок от осинки. Гениальность не надо вымучивать. Если она есть, то она себя проявит. А у детей должно быть детство. И родительская любовь и поддержка независимо от успешности.
А с занижением оценок, чтобы "не зазнавались", столкнулась на первом курсе вуза. Две сессии подряд по профилирующему предмету у меня была четверка. При этом я видела, что отличникам не уступаю. На втором курсе был другой преподаватель, и я сразу влилась в стройные ряды круглых отличников. А когда уже выпускались, спросила того преподавателя с первого курса, действительно ли я тогда не дотягивала. И он мне сказал: "да ты что, ты всегда была лучшей, но нужно было тебя так мотивировать". А я ведь тогда всерьез думала, что ошиблась факультетом и не тяну спецпредмет. Но преподаватель все равно был замечательный, жаль, что его больше нет.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Loy Yver от 05 Июля 2016, 19:17:18
Цитировать
Когда-то и я была ранним ребенком-вундеркиндом. В 3 года умела читать, знала кучу стишков и сказок, музыкальные способности были, таблицу умножения знала еще до школы, на небе могла найти кучу созвездий, а в поле назвать каждый цветочек...

Это у вас называется «ребенок-вундеркинд»?  :o Насколько я помню зайчатки педагогики, это нормально для нормально развивающегося ребенка.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: mike от 05 Июля 2016, 19:28:10
Это у вас называется «ребенок-вундеркинд»?  :o Насколько я помню зайчатки педагогики, это нормально для нормально развивающегося ребенка.
Ахахаха ;D ;D ;D Боже, как мне нравится мир, в котором ты живешь.
Ну то есть да, это нормально. Вот только эта норма встречается процентов у 10 детей - если речь идет о приеме в какой-нибудь элитный детский сад, и у 1% среди остальных.
Мы на следующий год набрали под запись 72 первоклассника. Это не 3 года, это 6-7. Из них читать умеют шестеро, еще полтора десятка знают буквы.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Loy Yver от 05 Июля 2016, 19:37:12
Майк, угу. Причем я даже не профессорский ребенок, а всего лишь кандидатско-научный.  ;D
Хотя, наверное, имело смысл добавить и «нормально развиваемого ребенка». Собственно, подозреваю, столь плачевная ситуация, описанная тобой, не потому, что дети отстающие, а потому что с ними не занимаются. М?
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Maryam от 05 Июля 2016, 19:43:53
Хотя, наверное, имело смысл добавить и «нормально развиваемого ребенка». Собственно, подозреваю, столь плачевная ситуация, описанная тобой, не потому, что дети отстающие, а потому что с ними не занимаются. М?
таких ну, если не 90, то уж 80% точно в стране
по разным причинам
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: ZloeAloe от 05 Июля 2016, 19:45:03
Но почему-то в среднем учат читать, писать и таблицу умножения в первом классе, а знающих сразу перераспределяют в классы "сильнее". У нас так было, хочешь в А - читать, писать хотя бы печатно, устный счет примитивный, английский алфавит.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Maryam от 05 Июля 2016, 19:46:39
Но почему-то в среднем учат читать, писать и таблицу умножения в первом классе, а знающих сразу перераспределяют в классы "сильнее". У нас так было, хочешь в А - читать, писать хотя бы печатно, устный счет примитивный, английский алфавит.
я хз, у нас в средней-средней школе отношение ко всем было одинаковое
никто не выделял никогда умных/успешных, разве что на олимпиады гоняли, но оно и понятно

я полагала, что так и везде
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: ZloeAloe от 05 Июля 2016, 19:52:13
У нас сортировали. Первый класс - на А, Б (буквы знает, не читает), и В (вообще ничего).
Потом дважды еще были шансы перетасоваться. В 5 классе (туда из А шли без 4) те, кто хорошо себя зарекомендовали, могли перейти в класс посильнее, или сползти, и в 10 классе народ еще раз сортировали по принципу "хочет поступить в ВУЗ" или "хочет получить корочку 11 классов".
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: murmur от 05 Июля 2016, 19:55:28
я хз, у нас в средней-средней школе отношение ко всем было одинаковое
никто не выделял никогда умных/успешных, разве что на олимпиады гоняли, но оно и понятно

я полагала, что так и везде

То есть не было сильных и слабых классов? И дети, которые уже умели писать и считать, два года разглядывали потолок? Как-то не очень разумно
Хотя у нас до 5 класса тоже разделения не было, и мне было очень скучно. Зато можно было купаться в пятерках :)
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Каталина от 05 Июля 2016, 20:05:56
Я в первом классе считалась умным ребенком за счет того, что хорошо читала. Позже учителя часто ставили меня в пример другим (к слову, не только меня), мол, умная-талантливая, да еще и не болтает на уроках :) Хотя классе в седьмом я начала забивать на домашние задания, на уроках думала о чем-то своем. При этом получала за посредственные ответы четверки, а мать на родительских собраниях выслушивала, что я могла бы быть круглой отличницей, если бы уделяла больше внимания учебе.
После восьмого класса я перешла в новую школу, где быстро начала получать тройки. Правда, на собраниях матери говорили все то же - девочка способная, умная, но вот если бы старалась... Мне, правда, на оценки было плевать, поэтому речи учителей не помогали.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Улитка на склоне от 05 Июля 2016, 20:08:00
У всех все по-разному. У меня дочь в 3 еще даже не говорила, зато сейчас энциклопедия ходячая, читать обожает. Мелкий хорошо говорить начал в год, читать к своим 7 умеет, но фиг заставишь, зато обожает математику и учителя говорят, что его по математике можно из 1 в 6 класс сразу отправлять. Это 2 ребенка от одних родителей, чо уж говорить о детях в целом.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Maryam от 05 Июля 2016, 20:10:16
То есть не было сильных и слабых классов? И дети, которые уже умели писать и считать, два года разглядывали потолок? Как-то не очень разумно
Хотя у нас до 5 класса тоже разделения не было, и мне было очень скучно. Зато можно было купаться в пятерках :)
номинально после 3 класса поделили и пересортировали на а-в классы, ашки более успевающие, вшки - дауны и тупицы
на этом все и закончилось, программа и все прочее было абсолютно одинаковое
вот вообще ни насколько не отличались
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Zanthiа от 05 Июля 2016, 21:06:22
Цитировать
Когда-то и я была ранним ребенком-вундеркиндом. В 3 года умела читать, знала кучу стишков и сказок, музыкальные способности были, таблицу умножения знала еще до школы, на небе могла найти кучу созвездий, а в поле назвать каждый цветочек...

Это у вас называется «ребенок-вундеркинд»?  :o Насколько я помню зайчатки педагогики, это нормально для нормально развивающегося ребенка.

Это называется "по сравнению с окружающими". Может, рядом с профессорскими детьми я была бы безнадежно отстающей. Но в своей среде я обгоняла подавляющее большинство ровесников. И большинство из них учило буквы лет в 5, а были и те, кто в 1 классе только осваивали.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Loy Yver от 05 Июля 2016, 21:08:11
Да, понятие нормы настолько разное в разных стратах общества. :)
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Бригит от 05 Июля 2016, 21:35:47
Вот мне автор не понравился. Хотя бы тем, что делит людей на гениальных и средних - все, третьего не дано.
А правда такова, что, например, из Танечки1, бойко читающей в 5 лет, в 10 побеждающей на конкурсе рисунков, с успехом закончившей школу и хороший ВУЗ, с большей вероятностью получится интересный довольный человек, чем из Танечки2, которая читать училась в первом классе, школу закончила кое-как, поступила в средней универ.
Сейчас детям чуть ли в глаза говорят - да к 10 годам вы все сравняйтесь, ну к универу точно, да у выдающихся будут проблемы с самореализацией, да все добившиеся успеха - бывшие троечники и т.д. Вот не видела в жизни таких примеров. Все проблемы с непризнанностью - косяки родителей, а не результат чтения в 5 лет, а из человека, который ничем не интересуется или не может проявить себя в интересующем деле ну никак не выйдет Стив Джобс.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Maryam от 05 Июля 2016, 21:43:18
А правда такова, что, например, из Танечки1, бойко читающей в 5 лет, в 10 побеждающей на конкурсе рисунков, с успехом закончившей школу и хороший ВУЗ, с большей вероятностью получится интересный довольный человек, чем из Танечки2, которая читать училась в первом классе, школу закончила кое-как, поступила в средней универ.


Эммм...  Я пропустила табличку *сарказм*?   :-\
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Killemall от 06 Июля 2016, 00:29:20
Да, понятие нормы настолько разное в разных стратах общества. :)
Умение читать в 3 года со стратами не коррелирует. Как верно заметили выше, в 3 года не все дети еще говорят фразами, среди билингвов таких и вовсе очень много. Какое там чтение? 8)

Мальчика Федю и раннее развитие помните или напомнить?
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Stephan S от 06 Июля 2016, 01:35:05
Эм, а разве не наоборот? Мне, например, в универе в разы приятнее с людьми общаться, чем в школе, так как в школе людей моего уровня было около пяти, а в универе целый курс, я уже не говорю о реально умных людях, которыми можно восхищаться, так как они выше меня на две головы
Мы же о тех «гениях», которые привыкли, что они «гении» и не могут признать иного.

А то, что в вузе не о зачетке нужно думать, дошло вообще после ;D
А то, что в вузе нужно делать больше, чем даже «учиться ради знаний»?)))
Не просто «учить, что надо, или чуть больше», а идти с 1-2 курса на кафедры заниматься научной работой, заводить связи в научном мире (если это классический вуз)?
Что «обязательное для всех распределение по научрукам и темам дипломов» на 4 курсе (у нас так было) — это, внезапно, уже слишком поздно и хорошо только для тех, кому нужен лишь диплом?

Может, я драматизирую, но — по мне всё так и есть, и я понял это поздновато  ;D
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: murmur от 06 Июля 2016, 01:42:58
Что «обязательное для всех распределение по научрукам» на 4 курсе (у нас так было) — это, внезапно, уже слишком поздно и хорошо только для тех, кому нужен лишь диплом?

Может, я драматизирую, но — по мне всё так и есть, и я понял это поздновато  ;D

А почему на 4 курсе - это поздновато? У нас некоторые предметы впервые появились только на третьем или четвертом курсе, и знакомство с теми, кто их преподавал, тоже. Откуда было знать, что заинтересует именно это? Пройти 4-летнюю программу самостоятельно за 2 года надо было, чтобы знать, что будет впереди?)
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Stephan S от 06 Июля 2016, 02:08:01
«По программе»-то всё правильно... Сначала основные предметы, потом распределение по кафедрам.
Только с точки зрения реальной профессии там было «раз лизнуть — не распробовать» (ненавижу последнее слово, но тут оно уместно)))).
По крайней мере, у меня такое ощущение сложилось: если идти в универе «по программе», фиг поймёшь вообще, что такое наука и как она делается в реальности.

«Успешные» студенты зачастую именно что выбирали кафедру ДО изучения оного предмета. На третьем курсе начинается органическая химия, а некоторые студенты уже с преподами почти на «ты», уже знают, где что в лаборатории)
Или — идёшь на лабу по радиохимии и видишь, как парниша на год-два моложе тебя с реактивами бегает — не на занятии, а после оных.

Словом, чем раньше будешь знать, чем хочется заниматься — тем больше шансов, что от универа ты получишь больше. Видимо, для этого надо идти не «по программе», а расставлять приоритеты (в том числе, знать, на что можно чуть-чуть забить). Я не умел, если честно)

В научных институтах отношение такое: «Ты у нас сидел-писал диплом около своего хромасса — и не знаешь, чем занимаются люди, которые пару раз тебе приносили вещества для анализа? Совсем, парень, не интересуешься наукой».  Может, в чём-то это и справедливо.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Баба-дура от 06 Июля 2016, 08:15:38
Ну... Вот конкретный пример - я. В год говорила осмысленными фразами, в два бегло читала, в пять добралась до маминых справочников по олигофренопедагогике и больше половины оттуда даже поняла, в первом классе на день любимой книги когда все притащили сборники сказок или как максимум "Приключения Карандаша и Самоделкина", я с учительницей обсуждала "Между двух стульев" и "Понедельник начинается в субботу"... С моим тогдашним потенциалом мне прочили будущее не меньшее, чем "владелец заводов, газет, пароходов".
К седьмому классу я настолько привыкла к репутации "схватывает всё на лету", что когда обнаружила, что оказывается, надо учиться, чтобы получать оценки выше тройки, я была крайне удивлена и обижена. В школе и обычной и в лицейских классах мне за счёт умения списывать хорошей памяти и общей начитанности и эрудированности таки удавалось хорошо учиться, а вот в универе у меня были пересдачи на пересдачах и пересдачами погоняли, хотя в лицее была довольно сильная программа и ничего в корне нового для себя в универе я не узнала.
Сейчас я глупее многих ровесниц и даже людей лет на 5-10 младше, даже тех, кто заговорил только ближе к четырём, а бегло читать еле-еле стал к средней школе, а то и к её окончанию. Куда что девалось - а х его з. Сейчас со мной остатки разрозненных знаний и абсолютный "салат в голове", даже не каша, так как каша это всё-таки однородная масса, а салат состоит из кучи кусочков)))
Все сильные травмы и потрясения были уже через время после того, как я "скатилась" в учёбе, так что даже на это не списать)))))
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Настасья Филипповна от 06 Июля 2016, 09:12:03
Maryam у меня тож самое было. Только еще постоянно было: а вот Катенька умница-красавица, а ты что? А вот Петенька зайка, а ты что? Зато теперь можно мной хвастаться перед знакомыми, да. Де логика...
Вам хоть можно ссылаться на родителей! А чем мне оправдывать свою неуспешность  :'(
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Бацилла от 06 Июля 2016, 09:42:07
Maryam таких много...
в маминых глазах я не выдерживала конкуренции ни с одним ровесником.
социализация была на нуле, умственные способности ниже нуля..
пр  этом мама до сих пор не в состоянии осознать что я просто туповата в математике и логике. ну вот такая я...
по её мнению, я могла бы, но не захотела.
а я реально НЕ ТЯНУЛА.
зато мои неплохие способности в рисовании, пении. биологии и химии считались ерундой и никому не нужными, и вообще, это всё и дурак сможет.
да, институт у меня был для умственно-отсталых, аспирантура для кретинов. диссер защищают даже инвалиды на голову...
да, замуж выходят  (прям в 20 лет) даже уродины одноглазые, а ты хуже всех...

параллельно я должна была достигать всего чего можно, чтоб было чем похвастаться. это реальность.
то что вся моя жизнь - это повод для похвастушек я поняла давно, просто верить не хотелось..
а стимулировать надо только оскорблениями и унижением. иначе никак: "а что я буду тебя хвалить, я буду на недостатки указывать"
спасибо, мамуля....
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает
Отправлено: Бригит от 06 Июля 2016, 09:42:35
А правда такова, что, например, из Танечки1, бойко читающей в 5 лет, в 10 побеждающей на конкурсе рисунков, с успехом закончившей школу и хороший ВУЗ, с большей вероятностью получится интересный довольный человек, чем из Танечки2, которая читать училась в первом классе, школу закончила кое-как, поступила в средней универ.


Эммм...  Я пропустила табличку *сарказм*?   :-\
Скорее пропустили строчку "с большей вероятностью"☺
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Stephan S от 08 Июля 2016, 16:54:12
по её мнению, я могла бы, но не захотела.
а я реально НЕ ТЯНУЛА.
У меня такое было с почерком.
Даже думалось: может, все вокруг просто знают какой-то секрет, как можно писать всегда аккуратно и красиво — а мне случайно забыли сказать? Вечно повторяли, что «не стараюсь». А я и пытался постараться — так всё равно наступал момент, когда что-то шло не так.

Вообще, да, задолбали те, кто заостряет внимание на минусах, а плюсы — «само собой разумеются».
Беда в том, что в обществе так же: плохие дороги/больницы заметят все, а если они хорошие... поймут это лишь тогда, когда они испортятся.

—————————————————————————————————————————

Ответили. http://zadolba.li/story/20795

Цитировать
Вас задолбали юные гении? А мы-то как задолбались!

Все начинается ещё в младшей школе. Не поверите, но детям не нравится сидеть без дела, и ребёнок пытается себя чем-то занять, нередко мешая преподавателям и остальному классу. Остальные дети-то заняты делом, а юный гений давно всё сделал-понял и ждёт. Ещё в этом возрасте дети начинают просить о переводе в другую школу, обучении экстерном (хотя слова этого ещё не знают) или о переводе через класс.

Если родители адекватно решают этот вопрос, всё налаживается. Либо ребёнок справляется с новой нагрузкой, либо обламывается и понимает, что он не гений. В младшей и средней школе психика от этого особо не страдает.

Но, предположим, родители не вняли. И даже первые двойки за отсутствие домашнего задания и тройки за прослушанную тему их не пугают. Поэтому всю среднюю и старшую школу гений занимается в классе чем угодно, но только не плодотворной работой. И учителя спускают ему это с рук, да ещё и иногда завышая оценки, а иногда просто выставляя оценки в четверти, прося не появляться на занятиях. А как, собственно, не спустить, если этот ученик регулярно выигрывает олимпиады и «защищает честь школы»? Если учитель знает, что ученик знает больше него и с лёгкостью макнёт его в грязь? Если учитель по-человечески понимает, что «Чайку» читать на уроке куда интереснее, чем мусолить «Вишнёвый сад»?

В зависимости от учителей и директора школы (а вовсе не из-за усилий ученика) этот гений заканчивает школу либо на золотую медаль, либо на тройки-четверки и поступает в университет. Как правило, именно туда, куда хотел. И тут действительно случается облом — чтобы блистать, внезапно надо много работать. А работать гений умеет плохо. Второй облом — тупых преподавателей иногда не меньше, как и «ненужных» предметов.

То, что описано в предыдущей истории, редко случается с гениями — обычно такое случается с заучками-отличниками-подлизами со средненьким IQ, но отличным чувством жопы. И эти самые заучки обычно с трудом, но заканчивают учёбу.

А что же наши гении? Если повезло и навык учиться не совсем забыт, они по каким-то предметам получают тройки, а по каким-то предметам преподаватели носят их на руках (собственно, как и в школе). И синенький диплом будет пестрить самыми разными оценками, зато будет либо нехилый опыт работы, либо публикации, либо ещё какие плюшечки. Но чаще всего гений вылетает из вуза. Восстанавливается и вылетает вновь. Переводится в другой. Скачет со специальности на специальность. А потом плюёт на это образование — и да, идёт работать продавцом или уборщиком.

Но знаете, что забавно? В большинстве случаев это не финал истории. Довольно часто случается «чудо», и человек находит интересную работу. Опыт продавца или дворника уже научил упорству — и вот уже не очень юный гений впахивает как умалишённый. И на фоне остальных коллег он начинает расти быстрее. Проходит несколько лет, и перед вами крутой специалист с хорошей зарплатой, которому, правда, говорят: «Мы бы не против вас повысить, но у вас вышки нет…»

Родители, слушайте детей, не захваливайте и не отмахивайтесь от них. Лучше в детстве пойти на компромисс, чем плакать в подушку, волнуясь о взрослом нерадивом чаде.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Рикки Хирикикки от 08 Июля 2016, 17:31:42
То ли второй ответ — полная чушь, то ли я нитакая и очень хочу похватстаться — исключение из правил. :-\
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: murmur от 08 Июля 2016, 17:51:37
Цитировать
Но чаще всего гений вылетает из вуза. Восстанавливается и вылетает вновь.

Знаю такого
В школе (в хорошей) все легко давалось, человек привык только балду пинать и больше ничего делать не привык. А с матмеха внезапно выгнали, аж два раза
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Птыц от 08 Июля 2016, 17:54:37
Шо мешает юным гениям брать сверху программы, если им так охота? Или тут им становятся лень?
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Lucy от 08 Июля 2016, 17:58:37
не царское это дело - норму переплёвывать
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Stephan S от 08 Июля 2016, 18:30:47
Шо мешает юным гениям брать сверху программы, если им так охота? Или тут им становятся лень?
На домашние задания всё равно же время нужно) А на уроках посторонним не позанимаешься. А в 10-11 лет ещё «жить» хотеться начинает...
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Птыц от 08 Июля 2016, 18:44:48
Шо мешает юным гениям брать сверху программы, если им так охота? Или тут им становятся лень?
На домашние задания всё равно же время нужно) А на уроках посторонним не позанимаешься. А в 10-11 лет ещё «жить» хотеться начинает...

Если он гений, должен с большинством предметов справляться быстро, нет?
Про "на уроках посторонним не позанимаешься" - в истории, вон, утверждается, что есть учителя, которые "иди, я тебе так все поставлю, только не обмакни меня в грязь" (что для меня вообще дико; знаешь - молодец, знаешь и начинаешь унижать другого, что не знаешь - хамоватый и быдловатый молодец). Значит, время, получается, есть.
Как же большинство все-таки успевает, и "жить", и для себя что-то поделать, и с домашкой справиться?
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Языкатая Зараза от 08 Июля 2016, 20:22:51
Лева, ты?! Перелогиньтесь, граф!
А если по делу, задолбали авторы простыней на "Задолба!ли".
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Stephan S от 08 Июля 2016, 23:20:26
Как же большинство все-таки успевает, и "жить", и для себя что-то поделать, и с домашкой справиться?
Большинство идёт по программе, не заглядывая вперёд))
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Птыц от 08 Июля 2016, 23:31:39
Как же большинство все-таки успевает, и "жить", и для себя что-то поделать, и с домашкой справиться?
Большинство идёт по программе, не заглядывая вперёд))
для себя что-то поделать - это часто взять больше программы, потому что тебе хочется/нравится. Это не только погулять.
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: murmur от 08 Июля 2016, 23:35:03
Если он гений, должен с большинством предметов справляться быстро, нет?

Люди, которым всё даётся легко и сразу, часто забивают на домашку, если в школе это позволяют. До какого-то момента это прокатывает, а потом вдруг раз и всё, у тебя почему-то ничего не получается, а дома сидеть над тетрадками ты не привык
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Ангел Сияющий от 09 Июля 2016, 00:55:44
О, второй ответ прямо про меня.

В 11 классе я почти полгода прогулял. С разрешения директора, ага.

Но учиться приходилось. Подтягивал математику с репетиторам, знакомым первокурсникам помогал с аналитической геометрией и матаном за деньги, делая при этом идиотские ошибки с пределами (но понял это только на своём первом курсе), готовился к олимпиадам. Особенно хорошо дрючили по физике (да и я сам заставлял пару друзей учить физику, так как был капитаном команды, которая участвовала в групповой олимпиаде).
А в 7-10 классах абсолютно самостоятельно учил программирование, так как учительница не умела программировать вот совсем, а на финал Всеросса хотелось. Но я не осилил.

А вообще, золотое время было :D Берёшь пиво, заваливаешься к другу, бухаем, решаем физику, а в процессе опьянения переходим на игру на гитаре, потом зовём девушек или начинаем заваливаться на всякие сомнительные вписки.
Или можно просто бухать, записывать фиговенький панк и гамать на компе.

В универе ни одной пересдачи зато. Правда, соседи офигевали от человека, который бухает в сессию (хотя, что ещё в сессию делать? Выучить во время сессии что-нибудь нереально).
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: murmur от 09 Июля 2016, 01:11:39
Ангел, тебя дважды выгоняли из универа? Или в каком месте второй ответ про тебя?
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Ангел Сияющий от 09 Июля 2016, 01:46:17
Ангел, тебя дважды выгоняли из универа? Или в каком месте второй ответ про тебя?
Про забивание на учёбу, про разрешённые прогулы и жуткую скукоту на всех уроках кроме физики (там у троих людей, включая меня, всегда были отдельные задания, в том числе и на контрольных).
Название: Re: #20766 – Гениев мало, и на всех их не хватает (+#20795)
Отправлено: Jazzy от 09 Июля 2016, 09:10:18
Мне наверно очень повезло с учителями, которые, замечая что на их уроке кому-то скучно, давали этому человеку задания посложнее и проблема решалась.
Ну и в моем понимании гении - люди схватывающие все на лету, поэтому по этой логике, если они чего-то не умеют, то быстро должны научиться (эт я про дз и работу в универе). Как-то странно слышать от взрослых и предположительно умных людей, что они завалили ВО, потому что их в детстве не приучили работать на уроках/дома. Менять привычки тяжело, не спорю, но где у таких "гениев" мозг? Почему они не могут оценить ситуацию, сделать соответствующие выводы и принять меры? Может, потому что они не так уж умны?