С великами все просто.
С началом ковидных ограничений народ массово бросился покупать велосипеды. Пара крупных фирм (ЕМНИП в первую очередь Мерида) это дело очень быстро прочухала и быстро скупили в Китае все доступные рамы. Глобализация производства в современном мире, что брэнд не означает, что эта фирма изготовила данный предмет. Оно означает, что предмет данного брэнда будет отвечать качеству и репутации данного брэнда, и то если повезет)))))).
Вот и получился в мире дефицит рам, а следственно и велосипедов. Это характерно только для среднего сегмента, "ашанбайков" полно, цены на них тоже подросли, но не так ощутимо.
С автомобилями еще играет роль поддержание некоторого искусственного дефицита. В салоны поставляют в первую очередь комплектации покруче, и опций сразу понавешают. Особенно это касается самых новых моделей и популярных бюджетных авто. Если пришел в салон, там в наличии будет средняя комплектация с допами. А низкой комплектации на механике в надичии нет, это надо заказывать нс заводе, а на них очередь и она приедет в салон через два месяца.