http://zadolba.li/story/18585В свободное от основной работы время я преподаю основы IT людям, изучающим компьютер с нуля. И всё больше задалбываюсь от необходимости изворачиваться в попытках привнести хоть какую-нибудь связную и понятную «неофитам» логику в мир «таких удобных и прогрессивных» технологий.
Вы когда-нибудь пробовали объяснить пенсионеру, что такое Яндекс? Когда это одновременно и интернет-портал, и браузер? Я понимаю разницу, они закономерно видят только путаницу. И упорно продолжают уверять, что на их компьютере установлен Яндекс (да-да, стартовой страницей), а я им тут какой-то Chrome предлагаю.
Или объяснить, почему на каждом сайте требуют регистрацию, хотя они, внимание, один раз уже зарегистрировались (в почте, с помощью внуков, год назад)?
Убедить, что хоть универсальная строка в Chrome и понимает поисковые запросы, вводить адрес сайта кириллицей не очень хорошая идея. И убедить самого себя, что им нужно хоть какое-то понимание принципов адресации вместо навыков на уровне «обезьянка видит — обезьянка делает».
Почему им не стоит скачивать фильмы на свой компьютер. Не отличая файлы по расширением, которые Windows привык прятать, они скачают только троян (если вообще смогут найти рабочую ссылку в горе информационного мусора).
Почему в магазине им обещали, что с нового планшета можно читать книги, а на поверку оказалось, что их негде взять (борьба с пиратством). За деньги они не хотят, и я, выросший в 90-х, их понимаю.
Почему на планшете из «Окея» за 3000 рублей всё работает через жопу.
Почему их любимый сайт с телефона не работает, а нужно ещё что-то «скачивать», и в процессе фигурирует кредитная карта.
Почему им нормально не загрузить свежеподаренный ноутбук с Windows 8 — пугаются предложения завести аккаунт в Live.
Почему им надо убирать все галочки при подключении любой новой услуги или запуске нового приложения, если они не хотят десять Яндекс-баров и SMS каждые полчаса.
Я могу продолжать, но, думаю, суть понятна.
ИМХО, IT-компании всё быстрее продвигаются по пути оболванивания пользователей, когда у тех уже не будет ни навыков, ни инструментов для того, чтобы управлять своими гаджетами, а не быть их рабами и товаром для рекламодателей. И это сознательная политика. Задолбали!
Вряд ли дело в сознательной политике. Скорее — в вере в «цифры» и «логику». В частности, вот это:
Вы когда-нибудь пробовали объяснить пенсионеру, что такое Яндекс? Когда это одновременно и интернет-портал, и браузер? Я понимаю разницу, они закономерно видят только путаницу. И упорно продолжают уверять, что на их компьютере установлен Яндекс (да-да, стартовой страницей), а я им тут какой-то Chrome предлагаю.
Для этого и существует такая вещь (для многих — «чушь собачья»), как маркетинг. Разные категории товаров нельзя называть одинаковым словом.
"Xerox" провалился на рынке компьютеров не (или «не только») потому что делал плохие компы, а потому что стал синонимом вполне конкретной вещи. Я, когда в продаже вижу мыло или сок «имени этого супермаркета», не хочу покупать, поскольку супермаркеты по определению не умеют производить ни мыло, ни сок. И если что из этого возьму — то только из-за существенно более низкой цены (и только когда на качество плевать).
И даже если товар «тот же самый», всё равно остаётся деление на «статусность» и «народность», например. «Бентли» и «Лексус» не должны выпускать аналог «жука» или «Оки» — иначе они потеряют весь рынок, перестав ассоциироваться с конкретным товаром.
Но: так же, как пенсионерам не объяснить разницу между Яндексом и Яндексом, так невозможно объяснить описанные выше азы ТруЪ-Математикам. К которым наверняка относятся и программисты, написавшие упомянутый браузер и пославшие лесом тех, кто предлагал дать ему отдельное название. То, что как раз сделали в «Гугле», распиарив слово "Chrome".
Когда говоришь технарям, что фешенебельный ресторан не может называться «Дошираком», у них в глазах включается лампочка Логики, и они тебе сообщают, что название — это фигня: хоть «Помоями» назови, лишь бы вкусно кормили. И ведь не поспоришь! А подсознательно сформированный образ — это (само собой) чушь, выдуманная психологами, а психология — это «как известно, не наука, а секта». А потом будут удивляться «глупому народу, который на этикетку смотрит».
Такая она, вера во всё «квадратно-гнездовое».
А в логику пенсионеров труЪ-программерам проникнуть невозможно. И (как в последнее время кажется) даже в логику нестарых потребителей. Они делают фичи для Себя самих, остальные пусть терпят.