на описание - да, на познание - нет.
Описание без познания в данном случае бессмысленно. Как можно рассказывать о чем-то, чего сам не знаешь?
о результативности в узкой специализации познания и объяснения мира. У религии другая специализация.
В таком случае зачем она претендует на описание и объяснение мира?
1. Психотерапия и сдерживающий фактор это одно, изучение человеческой психики - другое. Вторым нельзя заменить первого.
Дык психотерапия — уже сама по себе наука, опирающаяся на психологию. А педагогика — наука, занимающаяся в том числе и сдерживающими факторами при воспитании. Религия в данном случае играет роль знахарства и шаманства, которые с переменным успехом иногда помогали, но были успешно вытеснены современной медициной.
2. Человек, его натура не изменилась со времен "примитивного общества". Поле деятельности для религии всё то же.
Поле деятельности то же, но как инструмент она устарела.
3. Чтобы утверждать, что религия - мирок воображаемый, нужно знать истину о высшем разуме = быть богом. Это равносильно утверждению фанатика игила о грешных нечестивцах - человек тоже высказывает свои предположения как абсолютную истину.
Нет. Чтобы утверждать, что религия — мирок воображаемый, необходимо иметь инструмент для изучения реального мира, чтобы сравнить картины мира, полученную при помощи этого инструмента, с картиной мира, рисуемой религией. Ты сам признал, что наука прекрасно справляется с изучением реального мира. Религиозная картина мира в научную не вписывается. Следовательно, к реальному миру религиозная картина мира отношения не имеет, что позволяет назвать ее воображаемым мирком.
4. Нет людей, способных отличить воображаемый мир от реального. К примеру потому, что мы познаём мир на бОльшую часть из рассказов и теорий, гипотез окружающих ("Земля крутится вокруг Солнца"). Это значит, что мы не можем отличить истину от лжи в этих теориях, мы принимаем их аксиоматически. Это основа цивилизации - попробуй мы всё проверять, то ничего бы не успели сделать, проверка "реальности" заняла бы всю жизнь.
Мы всегда можем, возникни у нас такое желание, проверить любую из теорий. Сказать, что мы не способны отличить истину от лжи, потому что физически не можем проверить все существующие теории, — это все равно что сказать, что экзаменатор не может отличить подготовленного студента от неподготовленного, потому что физически не может попросить его по каждому билету.
