ХитроЛис, я застала время — середину и конец 90-х, — когда в сочинении смотрели не на линию партии или линию учителя, а на твои мысли. Именно на экзамене.
я в 96 в школу пошла, можно сказать, не застала счастливый момент. уже тогда была позиция, что сочинение - это, конечно, твои мысли, но ты должен отразить там то-то и то-то, синие занавески, парочку цитат Белинского и еще какую-то нибудь фигню, которую ты вот вообще не считаешь правильной. меня всегда прикалывало, что перед сочинением говорили "это ваши мысли". о да. мои. и критика. и учителя. и бог знает кого еще.
вот единственный раз писала сочинение реально от себя. когда учитель дала задание написать сценарий фильма. но и оценивалось это по принципу "написал связно - 5,4, написал какую-то белиберду - 3, не написал ничего - 2". единственный раз! аж до сих пор с теплом в сердце вспоминаю. было безумно интересно.
я и фильмы зарубежные всегда с некоторой завистью смотрела, как у них и на уроке с учителем шел диалог, на равных считай, учитель слушал ученика, давал ему высказать свое мнение. и как сочинения всякие писались, исходя из мнения ученика, а не линии партии. это, понятно, фильм, но мне нравился подход свободного высказывания своего мнения. аргументированно, конечно.
был момент, не про сочинения, правда. в общем, ученик высказал свое мнение, это не понравилось учителю. произошел спор, где учитель несколько раз упрекнул, типа "поперек батьки" и все такое. ученик сказал "я могу доказать", учитель попытался снова надавить авторитетом. ученик психанул, вышел к доске и написал решение вот этого конфликтного вопроса. получил 2. решение верное, а оценка за то, что не заткнулся. эта сцена нас всех поразила, ибо ученик вообще такой тюфячок всегда был, бесконфликтный. а тут, как говорится, душа поэта не выдержала
но вот такая петрушка была в обеих школах. а с некоторыми преподами и в универе. хорошо, что не со всеми и учиться в универе было очень интересно еще и тем, что можно было говорить вслух и был диалог. и даже если ошибешься, это не было проблемой.