Пока добралась до компа, уже почти забыла, о чем хотела рассказать.
ИМХО: гены, протекание беременности и первые годы жизни значат очень много для последующего развития ребенка.
У нашего Ильи изначально был неплохой жизненный старт. Образованные, обеспеченные бабка с дедом, умная, способная мать.
Мать подкосило то, что она связалась с мужиком, который сделал ей ребенка, запретил поступать в институт, а потом отчалил к своей семье и другим "настоящим" детям то ли в Таджикистан, то ли в Узбекистан. И к Илюхиным семи годам, мамина кукушечка сказала, вы тут не скучайте, а я полетела. И мама начала ловить связь с космосом, ходить босиком и питаться сама и кормить Илью мукой, разведенной в воде.
НО то, что она не пила во время беременности, занималась Ильей до его 6-ти лет, то, что в воспитании принимали участие бабка с дедом - это очень заметно на фоне остальных приютских (да порой и не только приютских) детей.
У Ильи огромнейший провал в области возрастного развития. 4 года, проведенные в больницах и дома одному в гипсе, без какого либо общения, книжек, игрушек и пр. сказываются очень сильно. Он по развитию и поведению на одном уровне с Михой. (только Миха ведет себя чуть взрослее своих семи лет, а Илюха - сильно младше своих 16). Это не заметно окружающим и учителям. Но дома - заметно. Рассуждалки о жизни - ну ровно на уровне Миши. "я не буду поваром, поваром надо кастрюли тяжелые таскать, я лучше на врача пойду учиться".
При этом у него есть способности к учебе. Я не сомневаюсь, что он по учебе нагонит сверстников без проблем (результаты индивидуального обучения - еще одна жопоподжигательная тема).
К какому возрасту, он "дорастет" до сврстников - не знаю.
И самое плохое в этом то, что во всех его проблемах целиком и полностью виноваты только взрослые люди, которым по долгу работы положено таких детей растить, кормить, поить, социализировать и пр.: окружающие и врачи, которые не обратили внимания на съехавшую кукушку мамы, соцработники, сотрудники органов опеки и учителя, которые приходили домой к Илье, но ничего не делали с тем, что ребенок сидит один на хлебе и воде; сотрудники органов опеки, которые не проверяли первого опекуна Ильи, когда она бухала, оставляла его одного дома и намеренно не лечила, чтобы получать деньги за инвалидность, первый опекун (см.выше), учителя индивидуального образования, которые не учили ВООБЩЕ ничему "бедный мальчик, жалко же, вот тебе пять" и пр. и пр.
Но опять это большое НО. Мы получили на руки ребенка, без хвоста проблем из раннего детства. Текущие проблемы вызваны тем, что его никогда не учили/просили что-то делать и теперь достаточно научить/сказать/попросить/два-три-десять раз попросить. Да, для него стало откровением, что трусы надо менять не раз в неделю, как в приюте; рубашку надо стирать через день/два носки, подарок из конфет не стоит ныкать у себя в комнате, а можно поставить на кухне и пр.
У него не было отторжения и протестов. Да, были забывашки, пока не вошло в привычку.
А по стартовой истории - взрослые мудаки. Заставлять родного ребенка оставаться с приемной, с которой он не может справится - это дно.