Обратная связьВведениеИдея текстовушки родилась у меня как-то спонтанно. Летом меня всегда накрывает ностальгией по детству - длинные-длинные каникулы, беготня по улицам с друзьями, прыжки в резиночку (римские и арабские), вышибала, сабджо, жвачка Love is... по 50 копеек. И музыка, да.
Я не из тех везучих, кому с детства включали классику или рок. Дома слушали радио, иногда по телеку крутилось что-нибудь типа Песни года, так что в мои уши вливалась вся самая "горячая" попса. Возможно, когда-нибудь я сделаю подобную игру, основываясь на моем подростковом возрасте - там будет много Арии, Сплина, Люмена, Земфиры и Кирпичей. Но в этот раз мне хотелось вспомнить именно детство - садик, начальную школу, не старше.
Изначально я просто хотела написать наводки по текстам песен. Но оказалось, что все тексты - про любовь (не считая Мальчика-бродяги), и про такую любовь, что старше школьного возраста герои быть ну никак не могут. На этом месте я подумала, что раз так, то почему бы не поместить всех персонажей в одну и ту же локацию. Так появился парк. С тополями, чтобы был тополиный пух, у моря, чтобы с моря дул ветер, с выпадающим в южном климате снегом, чтобы героине приснился зимний сон. Фантастическое немножко место, в общем. Но и срисованное с реальности - такой старый парк, полный тополей, находится недалеко от школы, где я училась. И там же, совсем рядом, еще две школы, так уж сложилось, три школы в шаговой близости друг от друга. Точнее, в моем детстве их было даже четыре, потом одну объединили с нашей. Вот я и подумала, что у моих героев такая же ситуация - несколько школ в одном районе, и все - близко от парка.
А потом мои герои стали вашими.
#1
Ты ругаешь дождь
Лужи на асфальте
Ты стоишь и ждёшь
И намокло платье
Друг твой не пришёл
Друг твой самый лучший
Как нехорошо
Да и на небе тучи
[...]
Друг твой не пришёл
Вечер не сложился –
Просто не пришёл
И не извинился
Зря ругаешь дождь
Зря его ругаешь
Ты стоишь и ждёшь
А зачем – не знаешь
С этой песни все началось. В последнем детском "Голосе" ее перепели весьма милашным образом - припев тоненько исполняла малышка лет шести. Тогда я впервые расслышала слова куплетов, и подумала мимоходом - а не сделать ли текстовушку по песням? А когда лето меня накрыла ностальгия, в голову тут же пришли "Тучи"
Эта наводка одна из самых дословных - по факту, я просто переписала песню в прозе. Янтарю я ее отправляла с большим интересом, так как не припомню таких грустно-романтичных историй в ее исполнении. Янтарь прислала такой трогательный текст, что я в конце чуть не прослезилась. Очень меня порадовало множество деталей (вешалка, мнущееся платье, продавленная софа на бабушкиной лоджии), отсылочек ко времени (платье из Штатов, Матрица).
Герои получились такие живые и настоящие, что Лену искренне хочется обнять и пожалеть, а Кириллу - надавать по щам. Первая любовь, первое разочарование вышли именно такими, какие они и бывают в реальности.
Спасибо, Янтарь.
#2
На асфальте мелом
Ты рисуешь лето,
Ласковое море
Трогаешь ладонью.
[...]
Тополиный пух, жара, июль,
Ночи такие звёздные.
Ты пойми, что первый поцелуй
Это ещё не любовь...
Тополиный пух, жара, июль,
Ветер уносит в небо.
Только ты не веришь никому.
Ждёшь ты только снега, снега, снега...
Вообще-то я не очень хотела вставлять в текстовушку две песни одного и того же исполнителя, но слишком уж много было "Иванушек" в моем детстве, и как обойтись без "Тополиного пуха"? В противовес предыдущей, эту наводку я писала скорее по мотивам песни. Первый поцелуй, ожидание снега, рисование мелом на асфальте... в общем-то, вот и все, что я взяла из текста.
Наводки, кажется, как-то сами находили своих авторов. Ну сами подумайте, кто бы лучше всего написал жаркое лето в комьях тополиного пуха? Конечно, Френ. И конечно же, у нее пух немедленно начинает топить зелень своей тонкой пряжей. Ну потому что это Френ, императрица художественно-выразительных средств. В общем, объявляю челлендж: напишите рецензию на текст Френ, не использовав слово "атмосферный". Я уже провалилась.
Помимо упомянутой атмосферы, мне еще нравится, как уже со второго текста имена героев начинают перекликаться. Что за Ленка помогает матери с новорожденным братом? Ленка из текста Янтаря или из текста Кагу? Наверное, из текста Кагу, потому что здесь же и Вика, ее подружка, и кажется, она даже по характеру такая же.
И снова первая любовь, робкая и романтичная, с облаками в форме фламинго. Приметы времени - кстати, у меня тоже была подружка с вечно липкими от сладких браслетиков руками. Щемящая нежность в конце, ох уж эти подростки, ведь он наверняка тоже все это время стеснялся к ней подойти, и только-только решился. И лето, такое лето, какое бывает только в детстве.
Спасибо, [Begotten]
#3
Я ее полюбил
За ее красоту,
За большие глаза,
За золотую косу.
[...]
И шо вы думаете она сказала?
Да у тебя же мама - педагог,
Да у тебя же папа - пианист,
Да у тебя же все наоборот!
Какой ты нафиг танкист?
Ну, это тоже была одна из дословных наводок. Правда, реальный танкист не особо рифмовался со школьниками. Я подумывала выделить девочке молодого дембеля, но тут мне вспомнились "Танчики". Ох, сколько там было отчаянных сражений, когда давишь на кнопки со всей силы и чуть ли не подпрыгиваешь с кресла, пытаясь заставить танчик ехать быстрее. В общем, армию в наводке заменила Денди.
somberowl с истинно совиной мудростью решила, что главного героя стоит подружить с его соперником, и я считаю, что этот ход просто "сделал" текст. Действительно, одно дело, когда девочка выбирает условного "другого", а совершенно иное - когда бывшего друга. И не очень понятно, чье предательство обиднее - его или ее. Дружба с Данькой, влюбленность в Лиду - все это такое искреннее, такое трогательное, что Витька поневоле вызывает симпатию. И когда в конце он винит приставку, это так по-детски, так отчаянно, что пробирает до глубины души.
Спасибо, somberowl. С дебютом тебя! Надеюсь, ты теперь будешь играть часто.
#4
В тот день, когда ты мне приснился, я всё придумала сама
На землю тихо опустилась зима, зима
Я для тебя не погасила свет в одиноком окне
Как жаль, что это всё приснилось мне
Эх, Алсу, кто ж знал, что ты свою дочку в "Голосе" пропихивать будешь, ай-яй-яй. Вот пела миленько песенки про любовь, и нормально же все было.
А это, пожалуй, мой любимый текст этой текстовушки. Вообще, Кагу резко ворвалась в мой рейтинг любимых авторов, своей тщательнейшей проработкой текстов она просто попадает мне в самое сердце. Вот и тут - одно описание парка и его значения в жизни героини тянет на отдельную зарисовку. Приметы времени здесь рассыпаны так щедро, что всех и не перечислишь - от семечек в кульке у бабушки на станции до синего Орбита, "чтобы зажевать". Восхитительные детали, узнаваемая ирония (на вялой редиске я искренне взоржала, когда читала впервые).
И надо сказать, вполне себе
роман рассказ взросления. Героиня развивается, меняется и принимает в конце единственно верное решение. Прям огонь-девчонка, вот уж у кого, я уверена, все в жизни сложится.
Спасибо, Кагуэнто
#5
Я хотела забыть до упора и вниз
Я считала столбы и растерянных птиц
Без тебя меня нет, отпусти. отпусти.
До угла по стене, мама-папа прости.
Я сошла с ума, я сошла с ума
Мне нужна она, мне нужна она
Я сошла с ума, я сошла с ума
Мне нужна она, мне нужна она
Единственная наводка, куда я добавила деталь не только из песни, но и из клипа. Конечно, золотые волосы возлюбленной главной героини - это отсылка к золотисто-рыжим кудрям Лены Катиной. Наводку я писала от лица "Юли", потому что не знаю, как у вас, а у нас надо было точно знать, кто тебе больше нравится из ТаТу - Лена или Юля (и из Smash! - Влад или Сережа). Мне нравились Юля и Влад. Как показала жизнь, оба выбора были так себе. А, да, еще из близняшек Олсен я больше любила Мэри-Кейт. Может, я их всех сглазила просто?
Ну да ладно. Наводка выпала der Westen. Она, причитающая на всех углах, что не умеет писать романтику, выдала такую романтичность вперемешку с Гейне, что остается только промакивать слезы кружевным платочком. И затаив дыхание, следить за метаниями главной героини - Аня, Соня, Лея. Конечно же, Лея, конечно же, сплав Германии и Израиля (а потом меня будут спрашивать, почему я даю Вестен тексты про Холокост), и конечно же, восхитительная мелодичность повествования. И эффектный финал, разбивающий в щепки весь мир. Это прекрасно.
Спасибо, der Westen.
#6
Любишь ты Алешку больше, чем меня,
О Алешке ты вздыхаешь зря,
О Алешке все твои мечты,
Только о Серёге позабыла ты.
И без Лешки жизнь твоя пуста,
Ты совсем еще наивна и чиста,
Наблюдаешь ты за ним издалека,
Только между вами слёз река.
Потому что есть Алешка у тебя,
О Алешке ты вздыхаешь зря,
О Алешке все твои мечты,
Только о Серёге позабыла ты.
Отправляя "Алешку" Сансет, я немного нервничала. Почему-то мне казалось, что она вернет наводку, возмущенно фыркнув. Вместо этого она прислала ровно такой текст, какого я и ждала, приписывая в наводке, что согласна на любые ваши извращения.
Волны пожирают берег. Созерцание. Камень на морском берегу. Твердь и суша земная. Потому что не важно, "что", важно, "как". И любой сюжет, абсолютно любой, может быть подан миллионом разных способов. Это, я считаю, высший пилотаж. И вот банальная история подростковой влюбленности превращается в трагедию с ароматом магического реализма. Я в восхищении.
Спасибо, Сансет.
#7
А про тебя говорят – у него талант
Гораздо больше, чем у других
Ведь ты поэт и художник, и музыкант
Да только, сколько у нас таких
Ты ж ещё молодой, ты ещё страдаешь ерундой
Ты же называешься звездой только из лести
Чашку кофею я тебе бодрящего налью
И по-настоящему спою новую песню
Ведь я ж как пчёлка тружусь, я кручусь, верчусь
Я обеспечиваю уют
Я устаю, но потом сажусь за руль и мчусь
Послушать, как там у вас поют
Единственная наводка, написанная не от лица лирического героя (героини, в данном случае) песни. Я хотела сосредоточиться на школьниках, поэтому наводку написала про этого самого поэта, художника и музыканта, который все еще страдает ерундой.
Бибигуль взяла наводку, покрутила-повертела, сделала из нее что-то по-кинематографичному реальное. Бывают такие тексты, которые не столько читаешь, сколько смотришь, будто кино. Этот из таких.
Катя вышла очень привлекательной, в своем черном свитере и с короткой стрижкой. Может быть, она и влюблена в совсем молодого парня, но явно знает себе цену. Да и парень не тот избалованный инфант, которого я себе воображала, а вполне себе практичный товарищ, готовый впахивать, чтобы добиться своего. Если честно, я не удивлюсь, если эти двое останутся вместе надолго, и чем черт не шутит, еще и поженятся. Очень расчетливо-разумные ребята.
И да, отдельная благодарность за "Дисю". Вот уж действительно привет из детства, я лет пятнадцать не слышала, чтобы Денисов так называли.
Спасибо, Бибигуль
#8
Сквозь бульвары и дома ты идёшь совсем одна
Первый снегопад ворвался в город твой
День за днём из года в год ускоряет время ход
И плывет туман над зимнею рекой
Некуда спешить, ночь одинокий плен
И ты не ждёшь от жизни перемен
Вновь приснится сон, что вы опять вдвоём
И слёзы на подушке все о нём
Вишня, вишня, зимняя вишня
Прекрасных ягод аромат
Белый снег ложится чуть слышно
Никто ни в чём не виноват
Самая "взрослая" песня в подборке, поэтому и любовь у героини к взрослому. Дракоша мастерски раскрутила сюжет, сделав из нескольких предложений наводки полноценный рассказ. Да сам факт жаркого обсуждения мудаковатости Милоша в чате уже говорит о том, что текст вызвал яркие эмоции. Трогательная линия с мамой, которую девочка очень любит, даже сквозь подростковый бунт. Эффектная концовка с зачитыванием стихотворения перед классом. В общем и целом, мне очень понравилось.
Спасибо, Дракоша.
P.S. Я пыталась поискать отсылки. Мне почему-то знакома Вера Велемировна, но нагуглить не могу. Смутно возникает ассоциация с Крапивиным, но могу ошибаться.
А больше ничего не нашла. Рассказывай

#9
Пусть опять дожди и холодный ветер,
Он уходит прочь от тепла и света...
Не спеши, постой, погоди немного!
Но зовет его дальняя дорога.
Что же ты ищешь, мальчик-бродяга,
В этой забытой Богом стране?
Что тебя снова манит куда-то,
Что ты так ясно видел во сне?
Единственный текст не про любовь из всей подборки достался Снайперу. Я почти уверовала в Провидение.
Конечно, я понимала,
что Снайпер напишет. Если в случае с Сансет альтернативная трактовка текста была приятным сюрпризом, то со Снайпером я радостно предвкушала результат. Это как беспроигрышная лотерея - ты точно знаешь, что подарок будет, но какой именно - предсказать не можешь.
Снайпер написала про Ктулху. Я как раз недавно перечитывала Лавкрафта, и текст просто бальзамом лег на мое сердце. Я не знаю, стоит ли писать про прекрасный язык, образность и т.п. Это все про Снайпера писали уже миллион раз, и ничего нового я тут не скажу. Ожидаемо прекрасный текст, внезапно восхитительный Лавкрафт.
Спасибо, Снайпер
#10
Дым сигарет с ментолом
Пьяный угар качает
В глаза ты смотришь другому
Который тебя ласкает
А я нашёл другую
Хоть не люблю, но целую
А когда я её обнимаю
Всё равно о тебе вспоминаю
Губы твои, как маки
Платье по моде носишь
Себя ты ему раздаришь
Меня же знать не хочешь
А я нашёл другую
Хоть не люблю, но целую
А когда я её обнимаю
Всё равно о тебе вспоминаю
Завтра я буду дома
Завтра я буду пьяный
Но никогда не забуду
Как к щеке прикоснулся губами
Тоже дословная наводка, просто переписанный текст песни. Выпала она Шебуршунчику, которая наконец-то решила вернуться в текстовушки, чему я очень рада.
Вернулась, значит, и написала терпкий мрачноватый текст, будто бы пропахший сигаретным дымом и дешевым пивом. Минимум романтики, максимум цинизма. И тем трогательнее внезапные слезы героя в ночном парке, слезы о любви, которая может, и не была любовью, но терять ее от этого не менее больно.
Спасибо, Шебуршунчик
#11
Ветер с моря дул, ветер с моря дул
Нагонял беду, нагонял беду
И сказал ты мне, и сказал ты мне
Больше не приду, больше не приду
Видно не судьба, видно не судьба
Видно нет любви, видно нет любви
Видно надо мной, видно надо мной
Посмеялся ты, посмеялся ты
Ох, какая же привязчивая была эта песня. Мы пели ее в садике, мы пели ее в школе, во дворе, на даче, и даже когда я лежала в больнице, уже в 2010, я слышала ее из сестринской. Максимально цеплючая мелодия - рецепт хита.
Симка опоздала к дедлайну, но все равно не потеряла мотивацию и сдала текст, за что ей отдельное спасибо. И сделала из завязшей в зубах попсы прелестнейшую сказку. Ассоциация с Андерсеном - неожиданно и волшебно. Прелестнейшие нюансы (случайно задвоившийся оттиск текста, рыжий смешной котенок). Сухие лепестки, падающие на колени грустной метафорой увядшей любви. И тут же - типично-подростковое ощущение времени. Два месяца - как давно это было. И ветер-сплетник, ветер-изменник, обращение к которому красиво завершает не только текст, но и текстовушку.
Спасибо, Simka
И в заключение хочу еще раз спасибо всем. За ваши тексты, за ваших перемешавшихся в одну общую компанию Ленок, Вик, Кириллов и других ребят, которых так и видишь пробегающими друг мимо друга в парке, кивающими друг другу в школьных коридорах, вместе идущими по улице, спрятав шапки в ранцы. За то, что поностальгировали вместе со мной.