Автор Тема: Текстовушка №103. Новая жизнь  (Прочитано 2810 раз)

Оффлайн TVHC

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 925
  • Карма: +1559/-6
  • Хотел бы попросить я у Гудвина ума
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #30 : 30 Сентября 2020, 20:46:03 »
Марина, 8 лет

Цитировать
1996
Южная ночь темна и тиха. Редкие фонари освещают серый асфальт с темными каплями, упавшими с листьев тополей, и зеленое кружево ветвей, и тихо шумящую толпу людей на перроне. Часть толпы застыла в молчаливом ожидании - это безбилетники, у которых есть шанс уехать только на третьих полках плацкартных вагонов. У нас билетов тоже нет, но есть договоренность с проводником - он старый мамин знакомый и согласился помочь нас разместить. Нас трое. Я, мама, мой младший брат. Еще - две огромные сумки и провожающий нас папа.
В вагоне мама плачет. Нам досталась одна третья полка - на нас троих плюс два чемодана. Проводник не смог найти нам ни полки пониже, ни второго места.
Поезд отправляется, соседи по плацкарту мягко намекают, что нам пора бы наверх, а из щелей вагона начинают выползать железнодорожные аборигены - жирные черные тараканы, достойные родственники мадагаскарских великанов.
Тепловоз выдыхает клубы пахнущего мазутом дыма, набирает ход. Мы с братом лежим на верхней полке, разглядывая желтый потолок, мама сидит внизу, в ногах спящего человека, опираясь на наши сумки, занявшие все место между полками. Так едут все. Весь вагон переполнен людьми и сумками.
Состав мчится сквозь ночь, и слева от него вспыхивает огоньками и треском автоматная очередь - кто-то развлекается, обстреливая трассерами пассажирский поезд. Поезд протяжно гудит и мчится еще скорее.

1997
Опять жара и слезы тополей на асфальте, но в этот раз мы отправляемся в полдень. День дышит зноем, солнце поднимает с размягченного асфальта дрожащее марево. Над толпой гудят осы и пчелы – почти все везут с собой черную черешню и медовые абрикосы. Позже из ароматных картонных ящиков начнут выпадать белые короткие червяки, измученные жарой и духотой. У нас аж два билета, мама обещает разрешить мне спать на верхней полке, и я счастлива. Проводник на входе в вагон предлагает всем желающим прикупить задешево самого настоящего коньяка с винзавода, у проводника несколько десятилитровых канистр с сорокаградусной жуткой паленкой, которую он выдаст покупателям перед самым прибытием.
В вагоне страшное пекло. Поезд-парная, поезд-сауна. Открытые до самого низа окна вливают в вагон зной и пыль. О том, чтобы забраться наверх до отправления, нет и речи, и я сижу внизу, на одной полке с мамой и братом, и нашим соседом с третьей, багажной. Вагон так же переполнен, как и в прошлом году, но это не имеет значения – нам есть, где лечь самим, и у нас даже есть пространство под нижней полкой, так что и вещи не стоят в проходе.
После отправления люди начинают обед, а я забираюсь наверх и смотрю на бескрайние возделанные квадратики полей, на сады, на виноградники и белые дома деревушек, мимо которых мы ползем.
День ползет так же медленно, как и наш поезд.

1998
Украинские границы – это всегда весело. Весело перетряхивать заботливо уложенные дома сумки, весело пересчитывать количество колец и цепочек у пассажирок и требовать мзду за «незаконный ввоз золота». Весело доказывать, что в двухлитровой бутылке ты везешь компот для детей, а не спиртное. Весело перебирать дорожные аптечки пассажиров и разматывать пеленки на детях в поисках все той же контрабанды. Как будто у нас в стране золотые прииски и очень выгодно вывозить золото за границу с целью перепродажи.
Я уже достаточно выросла для того, чтобы прочувствовать всю абсурдность происходящего и порадоваться, что эти проблемы решаю не я.
На территории самой Украины раздолье. По поезду ходят табуны продавцов хрусталя, игрушек, шоколадных конфет, косметики и лоточниц с пивом. На вокзалах бабки пихают в окна золотых копченых лещей, красных раков и ведра абрикосов. Налетай, торопись, скорее забирай товар и отдавай денежки!
У вокзальных торговок мы никогда ничего не берем, зато у шастающих по вагонам – разживаемся конфетами. «Пiвденна нiчь», «Гулливер», «Красная шапочка», «Ореховые» - заветные пакеты с шоколадом подвергаются дегустации и тут же скрываются в сумке – это наш годовой запас сладостей.
Отдельная радость – проезжать над Днепром. С огромного моста открывается шикарный вид на Киев, на бескрайнюю водную гладь, на снующие по реке катерочки и лодки. Никак нельзя пропустить мост над Днепром! Надо прильнуть к окну и впитывать, впитывать в себя увиденное. Особый шик – бросить в открытое окно монетку и представлять, как она рыбкой блеснет на солнце и упадет в волнующуюся темную воду.
Ближе к Брянску начинаются сосновые леса. Они наполняют меня радостью, я люблю их всем сердцем, и никогда не променяю ни на квадраты ухоженных полей, ни на просторы Днепра.

1999
Я лежу на верхней полке и, не отрываясь, смотрю на мелькающие за окном деревья, окруженные лесом поляны, бегущие вдоль железной дороги тропинки, речки, озерца и озера. Мнится мне, как вровень с поездом во весь опор мчится вороной конь, и я на его спине, и за моей спиной вырастают крылья.
Всю недолгую светлую ночь я всматриваюсь в темные окна. И наступающее утро награждает меня туманом. Белый плотный туман охватывает каждое дерево, каждое строение на нашем пути. Заливает собой поля и долины, топит в себе кустарник и леса. Клубится над холодной водой.

2000
Киевский вокзал невообразимо шумен, грязен и переполнен. Красота огромных павильонов прибытия поездов и залов ожидания скрыта за тревожным ожиданием, усталостью и бедами наполняющих вокзал людей. Воздуха под высокими потолками не хватает для того, чтобы разогнать тяжелый дух бездомных и нищих, обретающихся среди путешествующих людей.
Бежим сквозь вокзал как можно скорее, стремимся миновать его без задержек и потерь, и нам это удается. Мы очень надеемся, что в следующий раз вокзал преобразится, отмоется, встретит своих прибывающих прохладой каменных залов и особой атмосферой сонного ожидания. Когда-нибудь это обязательно произойдет, ведь в этом году не встретились нам в поезде неизменные попутчики прошлых лет – жирные черные тараканы.

Оффлайн TVHC

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 925
  • Карма: +1559/-6
  • Хотел бы попросить я у Гудвина ума
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #31 : 30 Сентября 2020, 20:50:29 »
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

Сразу оговорюсь: задумка не предполагала биографической точности или исторически выверенных жизнеописаний. Несмотря на то, что все прототипы для наводок реальны, они не главные действующие лица текстовушки. Мне хотелось через их окружение и события вокруг них увидеть то время, посмотреть на происходящее под разными углами, понять, какой ценой мог даваться человеку тот или иной выбор.
В наводки были включены настоящие биографические факты героев, но для игры я в паре случаев немного изменила годы происходящего и добавила пару деталей для драматизма. Разумеется, готовые тексты уже нельзя соотносить с прототипами наводок, потому что авторы в большинстве случаев не знали, на чью биографию опирается наводка. Поэтому когда я пишу в ОС слово «прототип», речь всегда идёт о прототипе для наводки, потому что в готовом тексте фигурирует уже исключительно персонаж, ведомый фантазией автора.

Идея организовать игру по девяностым сначала появилась в текстовушечном чате: участники делились своими историями, вспоминали то время и рассуждали, что здорово было бы сыграть. Желание провести игру появилось у меня, когда я начала читать книгу Кэтрин Белтон «Люди Путина». Это было полное погружение в атмосферу девяностых. Мне захотелось сделать текстовушку с участием ключевых фигур того времени, но не самых главных, а тех, что не были постоянно на слуху. И какие же девяностые без криминала: я решила сделать криминальный пазл по мотивам культового фильма «Брат», дополнив его наводками, которые погружали бы в ту самую неповторимую атмосферу девяностых.
Я не спеша собирала персонажей своей текстовушки. Однако, чем ближе к заявленной дате начала, тем меньше мне хотелось писать наводки об убийствах, изнасилованиях, домашнем насилии и, тем более, читать об этом. В конечном итоге, я не стала наступать себе на горло, выкинула всю чернуху, а другой пазл не стала добавлять, чтобы не усложнять свою первую игру. Также под лозунгом «Не надо грязи!» со временем в топку были выброшены наводки кремлёвского банкира, циничного советника Президента, пронырливого депутата, разбитной журналистки кремлёвского пула и прощелыги - музыкального продюсера. Игра перешла в плоскость творчества и искусства. Уравновесить рафинированность деятелей культуры должны были студент, торгующий на рынке, танцовщица Наталья, ресторанная певичка и боец ОМОНа, участвовавший в чеченских кампаниях. Но вышло так, как вышло.

Марина, 8 лет

Начну с рассказа СансетСаспарилла: как ни странно, именно он определил окончательную структуру текстовушки.
Мне очень хотелось, чтобы Сансет поучаствовала, но она не была уверена, что получится выкроить время для игры. Тогда мне показалось хорошей идеей не грузить человека потоками информации с бесконечными поисками в интернете и кучей открытых вкладок, а попросить написать о себе. Выбрать одно из ярких воспоминаний детства и превратить его в рассказ. Сансет откликнулась на эту идею и написала не просто рассказ, а очень красивую серию зарисовок, связанных темой железной дороги. Так в текстовушке появился ребёнок, а у меня появилась идея сделать сквозную линию по возрасту персонажей: добавить подростка и пожилого человека. На момент этой идеи были продуманы персонажи от 18 до 52 лет, но основная часть героев была в возрасте от 20 до 40 лет. Подросток придумался достаточно просто, а вот пожилой человек всё никак не находился. Я потратила довольно много времени, чтобы понять, где его искать. И даже успела попереживать о нереализованной красивой идее с балансом возрастов. После этих моих грустных размышлений мужчины за шестьдесят начали сами появляться  среди героев, словно услышали мои причитания и, как истинные джентльмены, поспешили на помощь огорчённой даме. Но об этом позже.

Итак, Марина и её дорожные приключения. История 1996 года меня поразила до глубины души. И сама история, и то, каким лаконичным, но в то же время красочным получился текст. В небольшой зарисовке автору удалось красноречиво описать тот бардак, что творился на постсоветском пространстве. А уж развлечение в виде стрельбы по проезжающему пассажирскому поезду - это за гранью добра и зла, на мой взгляд. В последующих годах экстрима в поездках поубавилось: теперь можно спокойно расположиться в вагоне и наблюдать за происходящим внимательными детскими глазами. Жара, гудящие ящики с фруктами, палёный коньяк и гусеницы, знаменитые украинские таможенники и чудеса пейзажей, проплывающих за окном - от этой хроники невозможно оторваться. Столько мелочей, деталей, сверкающих бусинок, бережно хранимых памятью. И тем ценнее этот рассказ, что ты понимаешь - было, всё было, хоть сейчас вноси в сценарий и снимай документальный фильм.
Спасибо, Сансет, за шикарную экскурсию по железной дороге, ставшую оптимистичным и жизнеутверждающим завершающим аккордом в нашей игре.

Филипп Домбовский, актёр, 66 лет

Прототипом для наводки стал Иннокентий Смоктуновский. Его образ показался мне удачным, чтобы пролить свет на некоторые культурные особенности Нового времени.
Наводка ушла к der Westen, и на выходе получился чудесный лиричный рассказ, щедро сдобренный философскими размышлениями.
Как же я люблю эти философские отступления от der Westen!
Цитировать
...я сказал, что это образ нового мира. Который Шекспира воспримет как редкую экзотику, на праздник, раз в году, и не поймёт ничего. Которому нужно кино о том, чем он живёт. И которому важно знать, что даже Шекспир с Достоевским живут именно так. Что вообще весь мир живёт так.
Рассказ наполнен и историческими подробностями, и эмоциями главного героя, его рассуждениями, его попытками не потерять себя в резко изменившейся жизни. Финальное решение героя: согласиться на съемки в явно не подходящем фильме или отказаться, - было оставлено на усмотрение автора. В тексте герой отождествляет себя с легендой (он и есть легенда) и поступает так, как ему больше всего хочется поступить.
Прототип же признавал, что он снимается за деньги, и он сам говорил, что ему стыдно в этом признаваться. И знаете что, в рассказе der Westen мы находим отголоски той реальности тоже:
Цитировать
Теперь будущее плотно вытеснилось настоящим – в шесть лет ты твёрдо знаешь, что будешь жить вечно, даже если твой собственный брат умирает от голода, в шестнадцать тебе просто нечего терять и ты живёшь одним днём и одной мыслью, в шестьдесят шесть ты точно знаешь, что жить вечно (и даже долго) ты не будешь и что терять тебе не просто есть что, а потерять можно вообще всё.
Спасибо, der Westen, это было прекрасно!

Борис Куницын, архитектор
Прототип для наводок - Борис Тхор, гениальный архитектор и градостроитель.

Мне захотелось отразить в игре, что девяностые - это не только рынки с бандюками и полная разруха, но это ещё и прекраснейший в своей дерзости проект Москва-Сити. Именно девяностые, несмотря на тотальное безденежье, стали колыбелью современного района небоскрёбов.
Сначала я хотела сделать наводку для 1997 года - в момент празднования юбилея столицы и открытия моста Багратион. Но потом решила добавить в эту наводку ещё и линию постепенного ухода руководителей советских времён. В реальности Архитектор уходит со своего поста в 2002, для игры я передвинула время принятия судьбоносного решения на 1998 год.
Наводка ушла somberowl.
Рассказ получился очень трогательным, даже щемящим. Маленькие детали: часы с берёзами, чай с молоком,
 робкая Машенька из бухгалтерии, вахтёр, торгующий книгами с лотка - заботливо выписаны и погружают нас в привычный мир главного героя, показывая обыденную жизнь гениального архитектора. Мысли главного героя крутятся вокруг этих мелочей, стараясь отвлечься от главного - в том или ином виде, но ему придётся оставить свой пост. И предложенная «почётная» должность - дань уважения его многолетней работе - не спасает положение. somberowl мастерски показывает невесёлые раздумья пожилого человека, который морально не готов оставить дело всей своей жизни, но особого выбора у него, похоже, нет.
Спасибо, somberowl, за эту пронзительную и очень грустную историю.

Как только я отправила наводку с 1998 годом, я поняла, что это наводка о человеке и его выборе. А между тем, образ Москва-Сити уже разбередил мою душу и требовал для себя отдельного рассказа. Ну, вы поняли, к кому я отправилась со своей идеей.
В наводке, которую я предложила [Begotten] (я прошу прошения, но далее буду использовать имя Френ, ведь кто же не знает нашу Френ?) ничего не происходило. Это было приглашение спеть оду искусству:  чистая архитектура и ничего лишнего. К моей радости, Френ приняла приглашение.
Я зачиталась этим текстом, я полюбила каждый абзац, я перечитывала предложения по несколько раз. От рассказа остаётся ощущение прогулки по Москве с тонким и знающим собеседником.
А как описаны кварталы Манхэттена, я просто влюбилась в эту метафору:
Цитировать
Каждый квартал, несмотря на галстуки и портфели, был как огромный стакан с небом, и я пил его и не мог напиться.
Спасибо, Френ, что взяла вторую наводку и принесла в игру магию архитектуры.
« Последнее редактирование: 03 Октября 2020, 07:38:21 от TVHC »

Оффлайн TVHC

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 925
  • Карма: +1559/-6
  • Хотел бы попросить я у Гудвина ума
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #32 : 30 Сентября 2020, 20:50:47 »
Олег Шадкин, режиссёр, 52 года
Прототип - человек с удивительной биографией - Игорь Шадхан, несколько лет снимавший  на телевидении передачу «Контрольная для взрослых»; режиссёр множества документальных фильмов.
Рассказ затягивает в водоворот воспоминаний главного героя: тут и жизнь на Севере, и дружба с бывшими зеками и их надзирателями, и любовь, и дело всей жизни, и плотские удовольствия - всё сплелось в клубок, который невозможно распутать, с какой стороны ни потяни.
Текст настолько живой, что кажется будто читаешь заметки самого режиссёра: Наташка Журавлиные Ноги, «скверно», вино «паршивое». Очень понравилось пробуждение отцовских чувств у захмелевшего донжуана:
Цитировать
Мне уже не хотелось приглашать ее к застолью: в ее лице я видел голод и драму прошлых поколений, назревающую трагедию ее собственной жизни. «Только не рожай», - пробормотал я. «Простите?» - она улыбнулась так ослепительно, что мне хотелось прикрыть ее занавеской. Что ты делаешь, глупая, здесь так много безрассудно охочих мужчин, и сегодня они в туфлях и спортивных костюмах кормят тебя суфле с рук и одевают в полушубки, а завтра тебе РУОП позвонит. Я покачал головой: прости, показалось.
И дальше мысли перескакивают на детей, а с детей - на популярную телепередачу.
Ещё хочу отметить трогательный штрих,  один из многих, делающих рассказ таким достоверным, - фигурки из хлебного мякиша, которые лепил бывший зек, нынешний чиновник. Да и в целом, понравилась вся сцена, в которой незнакомые до этого люди быстро находят общий язык, несмотря на абсолютно разные сферы, в которых они вращаются. Очень увлекательное чтение получилось. Браво, Френ!

Надежда Богоуславская, певица, 39 лет
В какой-то момент я поняла, что мне нужен иностранец, чтобы показать сторонний взгляд на происходящее. Иностранцем я сначала назначила певицу Любовь Успенскую, потому что помнила, что она приехала из США, находясь уже в зрелом возрасте, и круто изменила свою жизнь, покорив вершины отечественных поп-чартов. Когда я посмотрела её биографию, стало понятно, что она не то, чтобы иностранец, но судьба у неё очень интересная. Да ещё и родилась в Киеве, ну как было упустить такой персонаж! Наводка ушла, конечно же, Simka.
Очень понравилось про четыре жизни Нади-Надин, ведь и правда, очень крутые повороты, после каждого из которых человек уже не может остаться прежним. Порадовала зарисовка про общественный транспорт в начале рассказа: конечно, Надя уже давно не ездит на трамваях, но забытые навыки маневрирования в толпе быстро восстанавливаются на родной земле.  Несмотря на творческую профессию, в рассказе Надежда прочно стоит двумя ногами на земле: она трезво взвешивает свои возможности в Америке и оценивает тяжелое положение в родной стране. Её выбор абсолютно взвешенный. К слову, певица, послужившая прототипом для наводки, тоже серьёзно раздумывала, стоит ли принимать предложение продюсера, её выбор не был случайным - слишком многое оказалось на кону. Честно говоря, мне в рассказе немного не хватило резкости, взбалмошности и азарта, ведь речь идёт о человеке, способном на побег из дома, пережившем смерть двух детей, решившемся на четыре брака, три развода, эмиграцию из СССР и возвращение обратно на гастроли. Зато у Симки Надежда по-настоящему счастлива. Счастлива настолько, что не готова променять своё тихое счастье даже на любовь переполненных залов - мечту любой певицы.
Спасибо, Симка, за добрый и уютный рассказ.

Олег Волков, журналист, 25 лет
Эта наводка писалась специально под Кейли. Никакого тлена: компьютерные игры, снова игры, немного монтажа и остроумных комментариев. Конечно же, это передача «От винта» с неподражаемыми Антоном «Гамовером» Зайцевым и Борисом «Бонусом» Репетуром.

Рассказ получился лёгким и беззаботным: ребята играют в игры, снимают телепередачу и подкалывают друг друга. А то, что приходится по пятнадцать минут снимать упаковку с игр так, чтобы комар носа не подточил, что диск юзаный, так это пустяки, дело житейское (я теперь думаю, что если бы геймеры знали, что именно этот диск использовался при съёмках «От винта», то ещё и доплачивали бы хозяину лавочки :) ). Спасибо, Кейли, твой текст внёс прекрасную нотку легкомысленности и раздолбайства в нашу игру!

Виктор Меняйло, футболист, 26 лет
Футболист оказался случайным гостем на этом празднике жизни. Изначально я отдала Дракоше наводку бойца ОМОНа - участника чеченских кампаний. Но рассказ никак не получался, и буквально за день до дедлайна я предложила Дракоше взять наводку о футбольной команде, которую начинают финансировать чеченские предприниматели, заправляющие рынками. Прототип - футбольный клуб ЦСКА Москва и Русланбек Хусаинов.
Несмотря на то, что я ближе к хоккею, чем к футболу, рассказ мне понравился. Разбредающиеся футболисты, вынужденные перебиваться непонятными заработками из-за разваливающегося завода, которому принадлежит команда. Суровый тренер (я, конечно, не знаю, как там проходят тренировки в мужских ФК, но судя по женскому волейболу, в выражениях народ не стесняется). Новые хозяева, пугающие игроков боевиками с одной стороны и забрасывающие квартирами и машинами - с другой. Понравился эпизод с выбором парадно-выходного костюма. И очень понравился финал: как бы там ни было, парень остаётся в команде не из страха и не из-за денег, а потому что он классный игрок и любит своё дело.
Жаль, конечно, что у Дракоши было так мало времени, но, на мой взгляд, рассказ получился выразительным и запоминающимся. Спасибо, Дракоша!
« Последнее редактирование: 06 Октября 2020, 10:46:17 от TVHC »

Оффлайн TVHC

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 925
  • Карма: +1559/-6
  • Хотел бы попросить я у Гудвина ума
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #33 : 30 Сентября 2020, 20:51:04 »
Соня, 12 лет
Наводку по семикласснице Сонечке я скромно написала с себя. в шоу всегда есть место для девушки продюсера.
И конечно, кому же ещё было её отдать, как не Шебуршунчику! Текст меня безумно порадовал: и форма, и содержание - всё на высоте! А поскольку я читала ещё и о своих собственных впечатлениях, то это были просто непередаваемые ощущения. Я не знаю, как, но Шебуршунчику удалось многопланово раскрыть и окружающую невесёлую действительность, и восторги и чаяния ребёнка, и успеть покружить читателя про городу, показав его глазами неискушенных провинциалов. При этом используется очень простой язык, а за детской наивностью и восторженностью скрываются совсем недетские проблемы. И ещё, почему-то моя память выдавала цены в деноминированный рублях, Шебуршунчик же заметила рассинхрон с реальностью, респект внимательному и неравнодушному автору!
Спасибо огромное, милый Шебуршунчик, за невероятную поездку на машине времени! И даже стихи получились почти те же самые. :D
Тут же отвечу на вопросы Симки из рецензии.
Цитировать
Интересно, почему такой выбор книги?
Книгу очень «своевременно» :D подарили на 12-летие, а поскольку поездка намечалась долгая, аж восемь или девять дней, а все остальные книги дома были прочитаны, то в ход пошла тяжёлая артиллерия. Сейчас забавно вспоминать: в поезд я тогда взяла разукрашку с картинками из русских народных сказок, цветные карандаши и ВиМ.
Цитировать
Интересно еще, а почему вообще Сонечка так сильно загорелась Санкт-Петербургом, что сработало триггером? Поездка брата? Или какое-то другое впечатление?
Да, из-за поездки брата, его рассказов и фотографий, которые он привёз.

В целом, наводка о том, что теперь, когда стало совсем-совсем можно, молодёжь начинает массово уезжать в крупные города.

PS: если интересно, есть продолжение истории: «Соня» не забыла свою мечту, она выбрала питерский вуз и добросовестно готовилась к поступлению, пока не грянул гром. Мама «Сони» поехала в гости к подруге и вернулась оттуда сама не своя: в соседней квартире были похороны девочки, уехавшей на учёбу в крупный город и там погибшей от передозировки. После этого речи об учёбе в другом городе уже не было. «Соня» поступила в местный вуз, встретила там своего будущего мужа, теперь они живут в США, а когда «Соня» приезжает в Россию, она всегда выкраивает хотя бы один день, чтобы побывать в Санкт-Петербурге.

Дима Кичин, студент, 22 года
Безумно атмосферная история от Кагуэнто в соавторстве с Евгением Чичваркиным (одним из основателей и владельцев Евросети).
Наводку про рынок я отдала Кагуэнто с корыстной целью натащить в игру офигенных авторских историй. И текст не то что не обманул моих ожиданий, он ещё и породил совершенно шедевральный бонусный рассказ. Настолько прекрасный, что, надеюсь, Кагуэнто таки положит его в свою копилку и когда-нибудь уже опубликует вместе с остальными не менее потрясающими историями.
Но вернёмся к Диме. Рассказ - вы не поверите! - начинается с байки, как отец главного героя - летчик гражданской авиации - привозит из Одессы чемодан живых раков. Далее сквозь текст несётся вереница мастерски прочерченных образов: мухлянка баба Диля, стеснительный интеллигентный Вадик, Паша-спекулянт, способный потягаться с самим зицпредседателем Фунтом, библейская парочка, приветливый Альберт с многочисленными родственниками и даже попка Марины - всё выписано настолько живо и узнаваемо, что кажется, будто это ты сам стоишь на рынке, пытаясь согреть замёрзшие руки в ожидании большого куша. Истории с наездом бандитов и ангелом-хранителем из соседней пекарни в наводке не было, это удачное дополнение Кагуэнто, вдохнувшее жизнь в образ стандартного вещевого рынка тех времен. Не было в наводке и предложения с открытием автосалона. Здесь Кагуэнто точно угадывает завершение рыночной карьеры главного героя и переход в большой бизнес. Отдельно порадовала отсылка к названию игры в последней строке рассказа.
Спасибо, Кагуэнто, это было великолепно!

Наталья Розанова, студентка педагогического колледжа, 18 лет
Знаменитые финансовые пирамиды 90х. У каждого, наверняка, есть знакомые, потерявшие там деньги, а может быть, такое произошло и в вашей семье. История из наводки абсолютно реальна, кроме одного момента: я не знаю достоверно, теряли ли родители Натальи деньги именно в этом чудо-банке. Но факт остаётся фактом: банкир, обокравший тысячи горожан, но сделавший это «по понятиям», то есть предварительно выведя из банка деньги нужных людей, продолжает оставаться уважаемым бизнесменом и влиятельным областным чиновником и может организовывать городские конкурсы, чтобы потешить свою доченьку, которая даже не живёт в этом городе. Прототипы: Сергей Аристов (глава банка «Зауральский бизнес») и студентка Наталья, чью фамилию я изменила. Эту историю я наблюдала в качестве участника наташиного танцевального коллектива. В жизни всё было проще и циничнее: конкурс состоялся, Наташа и «Ложка» наплевав на виновницу торжества (честно говоря, даже не помню её имя, Марина? А вот «Ложку» звали Вероника) увлечённо соревновались друг с другом, и в итоге обе заняли почётное второе место. :D Нас вроде даже потом каким-то пирожным с газировкой в конце угостили. :D
На тот момент я училась в школе в девятом классе. Ирония судьбы в том, что через пару дней после конкурса у меня должен был быть экзамен по обществознанию, и на репетиции, а потом и между выступлениями на конкурсе, я брала Конституцию РФ и учила статьи, в том числе эту:
Цитировать
Право частной собственности охраняется законом.

Наводку с танцующими девочками захотелось отдать Next, возможно, из-за очарования последней музыкальной текстовушки ;)
Рассказ прекрасно стилизован: мысли молодой девушки перескакивают с одной на другую, в голове крутятся вроде бы незначительные мелочи, но за ними видна окружающая бедность, даже нищета, когда нет денег на зимнюю одежду и обувь. Но Наталья, в силу возраста или природного оптимизма, не унывает, она держит нос по ветру, а хвост пистолетом. Понравились  рассуждения девушки: почему именно конкурс солисток, а не танцевальных коллективов, как это обычно принято; почему организовывают в их городе, а не в Москве, где живёт дочь банкира. И вот это: «Я же не дура» - очень трогательно указывает на возраст и наивность главной героини.
Мысли пролетают пёстрым хороводом, увлекают за собой, и, несмотря на показную несерьёзность, неуклонно подводят к самому главному - решению, которое девушка должна  принять не только за себя, но и за весь свой коллектив. Милое дитя из рассказа не собирается играть по правилам, которые пытаются навязать новые хозяева жизни. Наталья - девушка бедная, но гордая, и оттого такая симпатичная. Спасибо, Next , за интересный рассказ с жизнеутверждающим финалом!

Эдуард Оганесян, писатель, 68 лет
Итак, Кагуэнто одной рукой писала рассказ про студента Диму, а другой - у меня в личке травила байки про друга семьи - Эдуарда. И такой он был обаятельный, харизматичный и неподражаемый, что я навострила уши, почувствовав настоящую жемчужину коллекции историй про девяностые. На мое счастье, Кагуэнто согласилась написать бонусный рассказ без наводки.
Я, честно говоря, уже даже не могу подобрать слова, чтобы описать свой восторг от этой феерии, разворачивающейся в каждом рассказе Кагуэнто:
Цитировать
Папа скорчил рожу и показал нам с мамой фигу. Он заступал на смену. Фига получилась особенно оскорбительной из-за того, что подушечка папиного большого пальца была сильно порезана, и шрам напоминал издевательскую ухмылку.
Цитировать
Мы с мамой осторожно выбрались на платформу, и огляделись по сторонам: на холме по другую сторону путей меж пламенеющих стволами сосен поэтически возвышался монументальный силуэт Эдуарда Варгановича. Он стоял в своем неизменном пальто, при кепке и алом шарфе, скрестив руки на груди, и горделиво созерцал окрестности, будто горный орёл.
И тэ дэ и тэ пэ. Мастер ироничного портрета, Кагуэнто не скупится на детали: всё, что попадает в её поле зрения, начинает работать на потеху читателю на полную катушку.
Цитировать
Но, несмотря на запустение, сразу было ясно - это не просто участки каких-то рабочих с завода "Волна", а дачи писателей, где длинными переделкинскими ночами создавались шедевры: тут и там из-за разномастных сараев вздымались пушистые голубые ели, из-под снега пробивались стебли засохших цветов, серели неразобранные парники с мумиями растений, валялись лопаты и грабли, царил самый настоящий творческий беспорядок. У мамы задергался правый глаз.
Это тот самый случай, когда «Оскар» в этом рассказе можно давать за всё подряд: за декорации, за операторскую работу, за сценарий, всем второстепенным персонажам и, конечно же, за главную мужскую и женскую роли.
Кагуэнто, честно, я не знаю, что ещё сказать, кроме этого: пиши, пожалуйста, почаще!
Огромное спасибо за этот маленький шедевр!
« Последнее редактирование: 06 Октября 2020, 09:48:31 от TVHC »

Оффлайн TVHC

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 925
  • Карма: +1559/-6
  • Хотел бы попросить я у Гудвина ума
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #34 : 30 Сентября 2020, 20:51:24 »
ПОСЛЕСЛОВИЕ

Здесь я хочу извиниться за возможные шероховатости, нестыковки, неудобства или несоответствие ожиданиям, связанные с моей неопытностью в качестве ведущего.

И хочу сказать огромное спасибо всем, кто играл, и всем, кто нас читал!

Для меня было невероятным удовольствием собирать этот текстовушечный пазл (хотя он вовсе и не пазл, но всё же пазл), подбирать роли, распределять роли, смотреть, как персонажи начинают жить своей жизнью. Вы - авторы - проделали просто потрясающую работу: каждый рассказ я начинала читать с замиранием сердца, и ни одного разочарования, только тихая радость за каждую удачную находку и неожиданный поворот событий.

Ну, и конечно, отдельное спасибо Todo Uno за то, что принесла это чудо на форум.

Это было по-настоящему круто!

 :-*
« Последнее редактирование: 06 Октября 2020, 11:03:21 от TVHC »

Оффлайн TVHC

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 925
  • Карма: +1559/-6
  • Хотел бы попросить я у Гудвина ума
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #35 : 30 Сентября 2020, 20:53:43 »
Участники:

Next - танцовщица Наталья, 1997
[Begotten] - Режиссёр, Архитектор, 1992
Кейли - журналист Олег, 1994
Simka - Певица, 1993
der Westen - Актёр, 1991
Дракоша - Футболист, 1995
somberowl - Архитектор, 1998
Cagüтвинк - Студент, 1996; Писатель 1999
СансетСаспарилла - девочка Марина
Шебуршунчик - семиклассница Соня, 1995

Два человека написали по два текста.

Можно гадать маскарад!

Кому на что рецензии писать, пришлю в личку, кто хочет отказаться - пишите!

Рецензии выкладывайте в тему.
« Последнее редактирование: 30 Сентября 2020, 22:48:44 от TVHC »

Оффлайн TVHC

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 925
  • Карма: +1559/-6
  • Хотел бы попросить я у Гудвина ума
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #36 : 30 Сентября 2020, 20:57:21 »
Восьмилетняя Марина - Сансет.

В яблочко!

Оффлайн [Begotten]

  • Графоманьяк
  • Старожил
  • ***
  • Сообщений: 1402
  • Карма: +505/-2
  • Это Зигги Стардаст. Принес наркотики Игги Попу.
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #37 : 30 Сентября 2020, 21:10:24 »
Режиссер Шадкин - Френ?
Так точно, мэм.
Одним-единственным образом я мог бы ощутить себя комфортно здесь - надеть мышиный костюм и пуститься в песни и танцы на Бродвее, держась за руки с приятелем.

Позвольте, Фрэнсис, но ведь почти все рты на ваших картинах — черные!

Ja, jag vill leva jag vill dö i Norden.

Оффлайн Кейли

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4858
  • Карма: +1546/-25
  • Big Brother is watching YouTube
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #38 : 30 Сентября 2020, 21:31:03 »
и что Френ - архитектор 1992.
«Я делаю так же, только наоборот»

Оффлайн [Begotten]

  • Графоманьяк
  • Старожил
  • ***
  • Сообщений: 1402
  • Карма: +505/-2
  • Это Зигги Стардаст. Принес наркотики Игги Попу.
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #39 : 30 Сентября 2020, 21:31:58 »
и что Френ - архитектор 1992.
И снова дратути!
Одним-единственным образом я мог бы ощутить себя комфортно здесь - надеть мышиный костюм и пуститься в песни и танцы на Бродвее, держась за руки с приятелем.

Позвольте, Фрэнсис, но ведь почти все рты на ваших картинах — черные!

Ja, jag vill leva jag vill dö i Norden.

Оффлайн TVHC

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 925
  • Карма: +1559/-6
  • Хотел бы попросить я у Гудвина ума
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #40 : 30 Сентября 2020, 22:44:00 »
Все маски сняты, добавлю угаданные тексты в список игроков.

Оффлайн [Begotten]

  • Графоманьяк
  • Старожил
  • ***
  • Сообщений: 1402
  • Карма: +505/-2
  • Это Зигги Стардаст. Принес наркотики Игги Попу.
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #41 : 01 Октября 2020, 00:22:13 »
[Begotten] - Режиссёр, Архитектор, 1992
Боже, это звучит, как в моих самых прекрасных фантазиях.
/еще б "куратор выставки" ::) /
Одним-единственным образом я мог бы ощутить себя комфортно здесь - надеть мышиный костюм и пуститься в песни и танцы на Бродвее, держась за руки с приятелем.

Позвольте, Фрэнсис, но ведь почти все рты на ваших картинах — черные!

Ja, jag vill leva jag vill dö i Norden.

somberowl

  • Гость
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #42 : 01 Октября 2020, 01:23:01 »
Резензия на Олега Шадкина, режиссера

Этот текст наверное для меня был самым сложным психологически. С одной стороны да, Олег создает ощущение человека своего дела. В том плане что его по жизни ведет его талант и работа, а остальное воспринимается через призму линзу камеры. Но с другом в нем столько больного и триггерного лично для меня - алкоголь, шлюхи-актрисы, тюремная культура и в итоге создается образ талантливого человека но с мерзковатым послевкусием. Рефреном ему идет какая то больная-болезненная любовь? желание обладать? Вообще для меня этот текст воспринялся во многом как путешествие по зыбкой почве мрачных будней, когда идешь вроде для того чтоб показать как оно в жизни бывает, но не успеваешь оглянуться как ты уже сам часть этого опыта который не вынести. И особенно остро это чувствуется на общении с детьми - что ты им можешь дать если пол жизни ты провел снимая “Дневники ГУЛАГа”? И не смотря на весьма жизнеутверждающую концовку возникает ощущение жизнь эта сродни траве пробивающейся сквозь трещины в асфальте. Так прекрасно что аж больно.
Кроме этого достаточно ярко показано соприкосновение со временем, от рюмочных до дурацких и пафосных псевдонимов, от прокуренных квартир до обоссаных подъездов. И язык повествования погружает как то во внутреннее состояние Олега, словно я и правда на 10 минут превратилась в много чего повидавшего мужчину, сохранившего, чудом, свою человечность. Спасибо за такой текст, он пожалуй был для меня самым психологически сложным, но и при этом одним из самых цепляющих.
« Последнее редактирование: 01 Октября 2020, 01:33:39 от somberowl »

Оффлайн Дракоша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4037
  • Карма: +1213/-43
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #43 : 01 Октября 2020, 18:30:29 »
Рецензия на Марину

Я уже писала в чатике, что рассказ прекрасен, повторюсь тут. Итак, рассказ прекрасен.
Понравился ритм рассказа, он не из тех, которые читаются "вскользь". Нет, тут нужно сесть, налить в чашку чего-нибудь и, не торопясь, внимательно прочитывать каждое слово, настолько спрессован ритм.
Про украинских таможенников повеселило отдельно. Во-первых, они прекрасно вписались в повествование, во-вторых, ну кто из ездивших поездом вна Украину с ними не сталкивался, легендарные личности. У Шаова даже песня есть на эту тему. Коньяк в баллонах у проводников туда же(
За мост над Днепром, просто отдельное спасибо. Минутка ностальгии по юности. И за зябкий утренний туман тоже.
Поездка сквозь года просто потрясающая. Все зависло, закольцевалось в этом поезде. Есть в этом что-то успокаивающее и мистическое одновременно. Поезд идет сквозь историю.
Когда читала текст, меня все время сопровождали знакомые запахи. Пропахший бомжами Киевский, пассажирами плацкарт, абрикосами украинские ночи.
Опять вернусь к спресованности текста, насколько в нем каждое слово "в строку". Нет ничего лишнего, все работает на картинку.
Ну а то что Сансет прекрасно пишет все же в курсе? Не все? Так вот, Сансет ты прекрасный автор! Спасибо за Марину.
Сначала мы спасаем мир, а потом мир спасается от нас.

Оффлайн [Begotten]

  • Графоманьяк
  • Старожил
  • ***
  • Сообщений: 1402
  • Карма: +505/-2
  • Это Зигги Стардаст. Принес наркотики Игги Попу.
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #44 : 01 Октября 2020, 21:06:49 »
К слову,
я не могла не сказать,
но в тексте футболиста я еще на фразе " Выглядеть буду, как бомж" начала подозревать СПб-братию в дальнейшем.
Когда появился Еенит [я не опечаталась], взвизгнула.
Одним-единственным образом я мог бы ощутить себя комфортно здесь - надеть мышиный костюм и пуститься в песни и танцы на Бродвее, держась за руки с приятелем.

Позвольте, Фрэнсис, но ведь почти все рты на ваших картинах — черные!

Ja, jag vill leva jag vill dö i Norden.

Оффлайн Дракоша

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 4037
  • Карма: +1213/-43
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #45 : 01 Октября 2020, 21:44:00 »
К слову,
я не могла не сказать,
но в тексте футболиста я еще на фразе " Выглядеть буду, как бомж" начала подозревать СПб-братию в дальнейшем.
Когда появился Еенит [я не опечаталась], взвизгнула.
А черно-оранжевая форма тебя ни на что не натолкнула))
Но я честно погуглила, кто играл в первой лиге в 95-м. И да, Зенит там был, на третьем месте закончили.

И вообще, где мой пристрастный разнос по футболу? Я зря что ли боялась, даже была мысль не сдавать текст  ;D
Сначала мы спасаем мир, а потом мир спасается от нас.

Оффлайн СансетСаспарилла

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 5214
  • Карма: +9146/-601
  • Империя зла
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #46 : 01 Октября 2020, 23:05:50 »
Рецензия на Виктора Меняйло

Писать рецензию на текст Дракоши мне несколько сложно, так как мир футбола далек от меня совершенно. Ничто не затрагивает струн моей души от вида двух команд отборных мужиков на поле, от полета мяча, от свистков судьи, от метаний тренера. Не тому человеку досталась рецензия на этот текст, увы.
Так что читала я несколько отстраненно, и чем дальше читала, тем меньше понимала героя и сопереживала ему. С моей точки зрения (эх, нет во мне азарта!), принять подобное предложение спонсора – это обречь себя на смерть, без вариантов. Даже если подстегнутая финансами команда сумеет обыграть парочку таких же подстегиваемых (или медленно умирающих от отсутствия финансирования) провинциальных команд, то рано или поздно она встретится с более сильным противником и проиграет. Зато, по ходу повествования, я все больше сопереживала Дракоше. Чувствуется, что текст писал человек, который любит футбол, живет футболом, и что судьба команды и Виктора не безразлична автору. Мне очень хотелось, чтобы команда Виктора совершила невозможное, открыв себе путь в будущее.

Мне понравилось, что Дракоша использовала нарочито простой язык  («Мы неловко вылазим из машины», «голосит», «ухайдоканную»), по моим представлениям, именно так разговаривает футболист двадцати шести лет от роду, воспитанный тренером и командой. Понравилось, как Виктор выбирал, в чем идти на встречу – отсутствие одежды, пригодной для «выхода в свет» - очень актуальная тема по тем временам :)

Что мне не понравилось – это отсутствие закадровой жизни футболистов. В тексте нет упоминаний о том, что команда живет за пределами тренировочного поля. Даже Виктор, выходя с территории стадиона, будто переходит в «режим ожидания», вновь оживая в процессе игры и тренировок. Единственный футболист, о семье которого было написано, таинственно и быстро исчезает. Возникает ощущение, что ни семей, ни друзей у членов команды нет, что это такой замкнутый мирок, вещь в себе, что никто кроме них самих не будет переживать, если спонсор действительно отправит ребят в Чечню или прикопает в ближайшем лесочке. И они не думают о том, как переживут потерю их родные, чем живут их семьи в эти времена, на что кормить возможных жен/детей/стариков, если зарплаты нет и футбола нет вот уже несколько месяцев.

Финал был именно такой, какого я опасалась. Нет, он открытый, и можно навоображать себе побед Корвета над Зенитом, но не получается. Нельзя играть душой и полностью отдаваться игре, когда за твоими плечами страх и жажда денег. Даже если Виктор победил свой страх, остается еще 10 членов команды, с таким же грузом за спиной.

С другой стороны, есть и надежда. Спасибо Дракоше за предоставленную возможность увидеть и благополучный исход)

Это родина моя!
Всех люблю на свете я!

Сервелат

Оффлайн [Begotten]

  • Графоманьяк
  • Старожил
  • ***
  • Сообщений: 1402
  • Карма: +505/-2
  • Это Зигги Стардаст. Принес наркотики Игги Попу.
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #47 : 01 Октября 2020, 23:40:35 »
А черно-оранжевая форма тебя ни на что не натолкнула))
Ну, это прямочитаемое, да к тому же и без открытых агрессивных неприязней от меня, такшт это я вообще мимо пропустила.)
/хотя в рамках жеребьевки - кое-что против я все же имею :D /

Не будет разноса, я зря пошутила, зря напугала.)
Я прост прочла в выкладке, что футболист,  потом думаю "это ж 90е", и у меня как понеслись картинки перед глазами, причем реально как в калейдоскопе: что на мировом уровне творилось, что на европейском было, что в России,
и я прям охнула от масштаба, который можно разогнать.
Еще и персоны колоритнейшие, охх.
Ну и неудачно пошутила.

Но это такое, чисто фантазия.
Наводка - это совсем другое.
Скажи мне заранее Биби, что я буду писать режиссера, я б отказалась не глядя, потому что - ну где я и где кино,
движущиеся виды искусства - фи, голубушка,
ну перформанс максимум, какое кино! Я его даже не смотрю, да и другим не советую...
А в итоге это оказалась наводка, которую я писала ежедневно, взахлеб, с таким удовольствием и такой свободой, что самой было неожиданно. И глаза горели так, что меня принимали за оборотня на мотоцикле наверняка [привет, Ван Бюрен, если жив!].
Не ограничивай я себя, я б еще столько же примерно написала бы про прокуренные кухни, диалоги за искусство, шампанское из горла, опиум/кокаин, споры за СМЫСЛ, да и приплела б "Драму в кабаре футуристов №13" без сомнений даже.

Так что да, приношу мои извинения, я зря пообещала шутливый кусь, но меня за это наказали,
я еще не писала рецензии,
но трепещите: у меня их две.
"Мастер" рецензий придет к вам.
Одним-единственным образом я мог бы ощутить себя комфортно здесь - надеть мышиный костюм и пуститься в песни и танцы на Бродвее, держась за руки с приятелем.

Позвольте, Фрэнсис, но ведь почти все рты на ваших картинах — черные!

Ja, jag vill leva jag vill dö i Norden.

Оффлайн Шебуршунчик

  • Графоманьяк
  • Ветеран
  • ***
  • Сообщений: 6632
  • Карма: +2672/-12
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #48 : 02 Октября 2020, 15:19:25 »
Рецензия на архитектора, 1998

Очень неоднозначное получилось ощущение от текста.
Показалось, что у somberowl просто не хватало времени или наводка не задалась. Лично мне не хватило четкого обозначения, в связи с чем перед ним стоит выбор между мастерской и проектом, не хватило подробностей, что за мастерская. Может, я, конечно, тупик…
В итоге очень грустный получился образ Бориса по сравнению с 1992 годом. Шесть лет назад он был полон сил и жизни, а здесь он уже грустный печальный старик. Причем, появляется ощущение, будто постарел он за какие-то считанные дни. И даже то, что в начале текста еще не так все печально, но есть ощущение надежды – у него есть вдохновение, он даже будто по старой памяти пытается что-то представить, как новую конструкцию среди старых девятиэтажек, но все перечеркивается следующими абзацами о точке, одиночестве и старости. Он вспоминает, что у него был шанс уехать, как друзья, но тогда ему и здесь было хорошо, а теперь уже поздно. А Высоцкого будто намекает на какое-то предательство. И на последних строчках о щемящем сердце становится за него страшно. Хотя, может, для него это и лучше было бы, чем еще несколько лет влачить тоскливое одинокое существование.
Мафо-ачивка: "Левый коронный, правый похоронный"

"Мастер на грани откровенного порно имени Кеннета Липмана" (Todo Uno)

Оффлайн Next

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 22906
  • Карма: +4603/-40
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #49 : 02 Октября 2020, 16:26:00 »
Рецензия на Надежду

Цитировать
Как обычно, Симка заходит с эпиграфа, причем в этот раз прелестно-юморного. И тут же, легчайшим движением ласты, делит одну героиню на двоих персонажей - реальность и сценический образ.

Но на этом многослойность текста только начинается. Он раскладывается, как матрешка - сколько жизней у Нади? Две, три, четыре? А сценическую жизнь считать за пятую? А мечты, в которые Надя проваливается, поедая мороженое?

Я всегда восхищалась умением Симки в одной зарисовке показать многоплановость героя, и этот текст - яркий пример. В общем-то, Надя мне очень нравится.

Цитировать
Никогда она не боялась бросить все и окунуться в новое, резала по-живому, не жалея.

Такой подход вызывает уважение, как и начало успешной певческой карьеры в зрелом возрасте, как и холодный ум, вторгающийся в поток ее мечтаний. И ужасно живая она при этом, теплая, настоящая - тут и ком в горле при взгляде на окна бабушкиной квартиры, и мороженое это, шоколадное в шоколаде, и смешной "горный газель". Описание бабушкиной квартиры прекрасно в деталях, да и вообще текст прекрасен деталями, особенно порадовали вот эти противопоставления:

Цитировать
И выкинуть из сумочки «Клинекс», вложив «Руту», заменить липстик на губнушку, есть гречку вместо сладющих «Лаки Чармс», котлеты по-киевски – вместо бифштексов...

В общем и целом, чудесный текст, который я прочитала с большим удовольствием. Не то чтобы надеюсь, а точно знаю, что у Надин все сложится великолепно - тут без вариантов.

Спасибо, Симка :)
Графоман-универсал. (с) Simka

der Westen

  • Гость
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #50 : 03 Октября 2020, 00:50:18 »
Эдуард Оганесян

Цитировать
На рецензию мне достался текст, который прям шедевр, хоть стилистически, хоть антуражно, хоть как ещё. Текст, который отлично читается как отдельный рассказ и вполне требует продолжения (как там поживает Эдуард, чего ещё учудил с ремонтом дачи, растут ли помидоры?). Я вроде и радуюсь – каков простор-то! А вроде и нет, чего-то не замечу, потеряю, не уловлю.

Начнём с очевидного. Впервые (и единожды) текст дан не от лица непосредственного героя, а со стороны. При этом, рассказчик, хоть и в центре, всегда в тени – мы не знаем ни имени, ни возраста, ни рода занятий, ни взглядов, ни планов, разве что двоих родителей, Эдуарда и мир вокруг.

Кстати о родителях – они не менее объёмны и интересны чем Эдуард. Особенно мама, женщина деловая, обладающая определённой хваткой, легко находящая общий язык со всеми, кроме разве что противного начальника Баринова, умеющая построить (где бокалы, Эдуард? Какие тебе в январе помидоры?) но при этом мышиный трупик от неё хорошо б спихнуть в щель – у железной леди есть свои слабости. Папа, который простой советский мужик, поражающийся жизнеспособности Эдуарда, с царапиной на пальце и багажником рассады, тоже необычайно хорош и достоверен. Не знаю, писала ли Кагу своих родителей, или близких знакомых, или собирала образы – но получилось очень удачно, верится каждому жесту и слову.

Теперь к самому герою. Нам фактически дали его биографию – от детства до нынешних жены, любовницы, выросших детей и внуков. Личное прекрасно переплелось с публичным (то есть с политическим) – тут я прям снимаю шляпу, всё очень удачно и не режет глаз, хоть разборки за дачу, хоть «тёзка Шеварднадзе», вот каждое слово. Я прям завидую, как Кагу это удалось – не в лоб, не разом, а мелкими деталями, которые вообще не создают ощущения политизации,  а просто добавляют штрихи к портрету.
Портрет, кстати довольно стандартный и времени и нации, получился очень обаятельным – тут и роскошное спонтанное гостеприимство, и следование идее-фикс (которой у Эдуарда стала дача), и некоторая оторванность от мира (о фужерах не подумал, веранду чуть не свалил, пожарище чудом не устроил). Но живёт же мужик, и очень неплохо живёт!

Не знаю, кто послужил для Эдуарда прототипом. Даже не уверена, что прототип автору не знаком (пусть не поездкой на дачу, а через условное рукопожатие; впрочем, если и не знаком – то знаком кто-то на него очень похожий).

Это один из самых живых текстов текстовушки – возможно, в том числе, и потому что дан он не через призму ощущений героя, а через автора, в очередной раз грамотно и красиво вписывающей свою память и детализацию в общий концепт.

Simka

  • Гость
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #51 : 03 Октября 2020, 03:57:27 »
Рецензия на Софию
Текст понравился, читается быстро, девочка вышла живая, ей прям сопереживаешь. Единственное, что немного смущало, пока читала - возраст Сони и стиль написания, все эти серьезные (?) обращения к дневнику-собеседнику, восклицания, эмоциональные повторения. У меня лично возникло смутное чувство, что читаешь дневник девочки младшего возраста, а не двенадцатилетнего подростка.
Цитировать
"Только, дорогой мой, любимый дневник, никому-никому не рассказывай!"
Поэтому на этом моменте
Цитировать
А то еще подумают, что я как маленькая.
я прям посмеялась. Возможно, с другой стороны такой стиль и обоснован, как раз получается вот этот переход-взросление, метания-противоречия-страхи, а сама Соня просто очень увлекающаяся и эмоциональная, поэтому такие впечатления.

Понравилась форма, действительно логичный выбор - формат записей в дневнике для школьницы-подростка.
Также понравилось, как Шебуршун на фоне основной истории и переживаний Сонечки четко и реалистично прописывает фоном все обстоятельства жизни не самой обеспеченной семьи в 90-х  и саму обстановку (сдача бутылок, срезанная сумка, наперсточники, дефицит, задержки зарплаты, отголосок прошедших перемен - родители до сих пор не привыкли и называют город Ленинградом и т.д.), при этом без излишнего трагизма и показывая все глазами подростка. Соня сохраняет оптимизм, она нацелена только на поездку, и если и задумывается над серьезными вопросами:
Цитировать
Кстати, представляешь, Ваня сказал, что тогда, когда он ездил, маме пришлось отказаться от покупки нового зимнего пальто. А оно у нее было совсем старое и уже почти не грело. Я вот думаю, смогла бы я отказаться от своей мечты, если бы маме опять было нужно новое пальто. Хорошо, что теперь у нее есть!
то как-то поверхностно, тут же перескакивает на другое.

Отдельно отмечу список вещей в дорогу - прелестный эпизод. "Кофта красная с люрексом" и иже с ней :D. Тут я прям посмеялась и поностальгировала, сама такие списки писала, да и у других видела.
Интересно, почему такой выбор книги? Наверное, Сонечка пытается так сэкономить время, потому что уже раньше забывала прочитать вовремя книги "по лит-ре" (кстати, очередной достоверной штришок - и правда, какой же школьник напишет "литература" полностью ;D)

На моменте с народной медициной снова посмеялась и ощутила ностальгию.
Цитировать
И приготовила мерзкую смесь из меда, лука и сахара. ФУУУУ!!! Но я ем, потому что бабушка сказала, что это очень эффективное средство от кашля.
Полностью согласна с Соней - фуууу! Моя любимая мама очень верит в силу молока с луком. Кстати, я вполне могу поверить, что эта дрянь реально помогает. Организм понимает - нужно срочно выздороветь, чтобы его прекратили пичкать этим вот, и мобилизирует все ресурсы!

Кстати, иногда у Сони проскакивают реально здравые и взрослые мысли.
Цитировать
Не люблю Губина. Но Светка все равно моя подруга, хотя сегодня она почти на весь вагон орала его песни, потому что у него день рождения. Идиотизм, конечно.
 ;D Очередная деталь, указывающая на эпоху. И снова обращаю внимание, как хорошо, уместно и ненавязчиво Шебуршун прописывает второстепенных персонажей, буквально  штришками - Ваню, родителей Сони,  бабушку, школьников, мальчишек со двора (какой милый Коля ::)),  классную, тетю Галю.
Цитировать
Хотя она и противная. Но папа говорит, что она хорошая, просто у нее тяжелая жизнь.

Какое лаконичное, но при этом ёмкое описание :)

Понравилось, как автор передает образ самого города, со знанием и любовью, но не забыв и про темную сторону.
Честно говоря, по итогу истории я прям позавидовала Соне ( тем более, именно в Питере сама я так ни разу и не побывала, это прям мой незакрытый гештальт).  Из-за этого чистого яркого ощущения предвкушения сбывающейся мечты, а потом - моря впечатлений и легкой грусти от уходящего праздника.

Славная такая девочка получилась; отличная история в сборнике.
Спасибо, Шебуршун, нашебуршила-постаралась от души :)

P.S. Интересно еще, а почему вообще Сонечка так сильно загорелась Санкт-Петербургом, что сработало триггером? Поездка брата? Или какое-то другое впечатление?
« Последнее редактирование: 03 Октября 2020, 04:10:17 от Simka »

Оффлайн [Begotten]

  • Графоманьяк
  • Старожил
  • ***
  • Сообщений: 1402
  • Карма: +505/-2
  • Это Зигги Стардаст. Принес наркотики Игги Попу.
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #52 : 04 Октября 2020, 23:40:53 »
Пришел ваш свиння и опоздун.
Я наказана милостивой Бибигуль за отсутствие дипломатии [но не факт, что она наказала не рецензируемых!], поэтому я несу сразу две рецензии.
Мне было сказано так: " Кагу со Студентом и Вестен с Актером". Что ж, начнем.


Кагу со Студентом.

Кагу - это всегда полное погружение в эпоху/мир. Ты никогда не усомнишься в том. когда или где происходит действие.
В первом же абзаце у нас и фужеры, и талоны, и вот этот очень мне нравящийся момент:
Цитировать
В прошлом году он привез из Одессы чемоданище живых раков. Я загнал их, еще не дойдя до рынка, а на вырученные деньги папа сделал себе зубной протез и теперь особенно широко улыбался.
Тут все очень в духе времени. И сроки при каждом из госсекретарей вполне колоритны, и пеньюары Анжелики, и моторола на поясе, и Маззи в Гондоленде, да и сам сюжет такой, полный болезненно-знакомого, в общем-то.
От методов продаж защипало в носу: вот что неизменно.
На описании заснеженного Давида вспомнила, как наши местные рынки в то время крышевали как раз упомянутые в тексте кавказцы [правда, в индийских свитерах не ходили, а наоборот, в любой мороз красовались в дермантиновых кожаных куртках]. В носу щипало зимой, мозг рисовал снежинки и темноту, мне было комфортно и по-детски жутко.
Ну и Кагу была бы не Кагу, если бы текст не был отражением персонажа со всеми его разговорными штучками:
Цитировать
сопли замерзали прямо в носу
стара, как гавно мамонта
При упоминании Деда Хасана порадовалась, что, пока искала имена для сидельцев из своей истории, не плюнула и не стала играть на "придумай что-то а-ля Дед Хасан". Зато у нас был бы кочующий авторитет в текстах. Ну или бедная зековская фантазия. Или просто обилие взрослых Хасанов в криминале.
Вообще, несмотря ни на что, история-то получилась почти сказочная, причем в духе всяких новогодних сказок, разве что без злой мачехи, выгнавшей в прямом смысле на мороз, но зато с рыночными НЕХами.
Спасибо, Кагу.

Вестен с Актером.

В тексте Вестен мне нравится вот этот фрагмент. С Шекспира в начале он словно разворачивает камеру с подмостков в сторону улиц, а там:
Цитировать
Конец августа был жарким и душным, воздух стоял, а город двигался – к зданию Дома Советов ползли московскими проспектами танки и стягивалась многотысячная толпа. Президент исчез, а вице-президент зачитывал по бумажке текст – в светлое и великое будущее от такой подачи верилось с трудом.
У Актера с моим Архитектором есть одно общее [не зря почти ровесники]: они оба пережили уйму перемен в жизни, но мой Архитектор такой "ай, и не такое переживали", а вот Актер осмотрительнее. Он остерегается.
Диалог с Режиссером понравился очень. Причем и пыл Режиссера, и его уговоры [я бы в текущий момент поддалась, например], и то, как одним предложением Актер высказывает горечь, усмешку, будто по плечам ударил, да так, что усадил [и я такая "а он прав!"]. И слова Режиссера очень перекликаются с тем, что говорил Лисицкий, которого я брала как основу для опять же Архитектора, в общем, во мне прям отозвалось как родное.
Мне очень нравится вот эта саднящая непроговариваемая мысль: Актер понимает, что его время уходит, и он осознает, как действуют другие вокруг него:
Цитировать
конечно, адепт нового мира вряд ли пропустит происходящее, наверняка сейчас в самой гуще событий, потом вслед за криминальной драмой снимет политическую.
В этом есть тяжелая мудрая грусть.
Я, кстати, была уверена, что Актер согласится. Танки вошли в город и сломали все то прежнее и привычное, но вот Актер не сломался.
А это очень, очень хорошо:
Цитировать
Уверен, ваше настоящее только выиграет от отсутствия легенд.
Я даже залипла на этой фразе и не сразу прочла последний абзац.
Спасибо, Вест.
Одним-единственным образом я мог бы ощутить себя комфортно здесь - надеть мышиный костюм и пуститься в песни и танцы на Бродвее, держась за руки с приятелем.

Позвольте, Фрэнсис, но ведь почти все рты на ваших картинах — черные!

Ja, jag vill leva jag vill dö i Norden.

Оффлайн Шебуршунчик

  • Графоманьяк
  • Ветеран
  • ***
  • Сообщений: 6632
  • Карма: +2672/-12
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #53 : 05 Октября 2020, 11:08:54 »
Огромное спасибо Биби за столь чудесную текстовушку, что дала возможность поностальгировать)
Всем участникам за прекраснейшие тексты. Отдельно порадовала, что в итоге получилась теплая игра без чернухи, прям приятно)
Симочке спасибо за рецензию)

Когда мне Биби прислала наводку, я ничего сверхсложного в ней не увидела, но в конце она приписала, что будет здорово, если мне удастся от души постебаться. А вот с этим у меня больше проблем. Потому что я вспоминаю детство, которое было не то что бы голодным, но не всегда радужным, и как-то стебаться не хочется... Ну и такой момент, что, возможно, то, что самой мне или моим близким кажется смешным, покажется диким всем остальным. И вот тут у меня настал ступор, потому что я не знала, что писать вообще. Я коренная петербурженка, я почти каждый день вижу все эти красоты замыленным взглядом обывателя; дитя 90х, помнящее, как родители отправляли нас гулять на целый день с миской редиски, а больше жрать было нечего (ну и на прогулке мы отвлекались от желания поесть)... А что тут писать, а точнее КАК я не знала. А потом, под ссамый дедлайн (что, впрочем, как всегда) меня осенило.

Я и сама вела дневник. и как раз в похожей экзальтированной манере. Что тут удивительного, если закончив первую тетрадь, я пафосно сбросила его в Неву с середины Дворцового моста? Собственно, об этом я рассказывала в чатике. Я очень много читала с самого детства и с эпистолярным жанром была знакома не понаслышке. Уж откуда я выдрала такое личное обращение к дневнику, я не помню, но "Дорогой, любимый, дневник" - было частым явлениям на страницах толстой тетради 96 листов в синей обложке.
Так вот, когда я поняла, что надо написать текст в форме дневника, все дальнейшее будто пошло само: я села и писала, писала, писала взахлеб.
Френ меня похвалила за стилизацию, но я считаю эту похвалу несколько не заслуженной, потому что писала я не задумываясь, будто вспоминая себя 13летней девочкой, поэтому я просто не заморачивалась с формой, представляя эту эмоциональную восторженную Надю.
Отвечаю на вопрос о "Войне и мире". Эта книга была в наводке. По условиям, Надя ее прочитала за неделю пребывания в Санкт-Петербурге, несмотря на плотный экскурсионный гарфик. Мне не удалось это четко прописать, потому что, честно говоря, лично для меня это не вписывалось в характер получающегося у меня персонажа. Хотя обычно я стараюсь строго следовать ТЗ)
Эпизода с заболеванием не было, но мне почему-то захотелось добавить немножечко накала страстей. А адскую смесь мне как раз недавно посоветовал коллега. Гадость действительно страшная, но, кстати, кашель у меня действительно прошел. Возможно, организм действительн оиспугался таких издевательств  ;D
Бутылки у нас собирали дворовые мальчишки, да и я иногда этим занималась. Мы с девочкой-соседкой так наскребали на жвачку, например. Чтобы зажевать запах табака после первых попыток покурить *рукалицо*
А загорелась Надя идеей о Питере именно после поездки брата. Просто я не стала это подробно расписывать, а упомянула мимоходом.

Еще раз спасибо за чудесную текстовушку))) Это было очень здорово)

В заключение хочу сказать, что мечтаю взглянуть на свой город глазами человека, который в нем впервые. Я и сама вижу, как он красив, но это все-таки уже немного не то.
Мафо-ачивка: "Левый коронный, правый похоронный"

"Мастер на грани откровенного порно имени Кеннета Липмана" (Todo Uno)

Оффлайн [Begotten]

  • Графоманьяк
  • Старожил
  • ***
  • Сообщений: 1402
  • Карма: +505/-2
  • Это Зигги Стардаст. Принес наркотики Игги Попу.
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #54 : 05 Октября 2020, 15:44:24 »
Френ меня похвалила за стилизацию, но я считаю эту похвалу несколько не заслуженной, потому что писала я не задумываясь, будто вспоминая себя 13летней девочкой, поэтому я просто не заморачивалась с формой, представляя эту эмоциональную восторженную Надю.
Все очень просто.
Френ:

В общем, меня это покорило.)
Собственно, похвалю еще раз публично - манера изложения удалась оооочень.
« Последнее редактирование: 05 Октября 2020, 15:46:12 от [Begotten] »
Одним-единственным образом я мог бы ощутить себя комфортно здесь - надеть мышиный костюм и пуститься в песни и танцы на Бродвее, держась за руки с приятелем.

Позвольте, Фрэнсис, но ведь почти все рты на ваших картинах — черные!

Ja, jag vill leva jag vill dö i Norden.

Оффлайн Шебуршунчик

  • Графоманьяк
  • Ветеран
  • ***
  • Сообщений: 6632
  • Карма: +2672/-12
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #55 : 05 Октября 2020, 15:51:26 »
Спасибо :3
Кстати, у нас немного почерки похожи)))
Мафо-ачивка: "Левый коронный, правый похоронный"

"Мастер на грани откровенного порно имени Кеннета Липмана" (Todo Uno)

Оффлайн [Begotten]

  • Графоманьяк
  • Старожил
  • ***
  • Сообщений: 1402
  • Карма: +505/-2
  • Это Зигги Стардаст. Принес наркотики Игги Попу.
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #56 : 05 Октября 2020, 23:01:38 »
Но вообще, если говорить о наводках и их сложности,
когда я впервые прочла наводку Режиссера и полную веры в меня сообщеньку Бибигуль, я сказала "...да", а в голове была целая звонница в разных тональностях
"КУ ДА
ТЫ
ЛЕ
ЗЕ ШЬ
КУ ДА
ТЫ
ЛЕ
ЗЕ ШЬ",
А потом я села писать - и это было самое большое писательское удовольствие.
Когда Биби пришла ко мне с Архитектором, это был прям уже пир среди самого любимого.
Я возлежала, как царечек, и думала - как круто, тут в удовольствие, тут в любовь.
Катайся, как бл%^оватый сыр.)

Спасибо тебе, Бибигуль.^^
Все было оч круто.
« Последнее редактирование: 05 Октября 2020, 23:42:55 от [Begotten] »
Одним-единственным образом я мог бы ощутить себя комфортно здесь - надеть мышиный костюм и пуститься в песни и танцы на Бродвее, держась за руки с приятелем.

Позвольте, Фрэнсис, но ведь почти все рты на ваших картинах — черные!

Ja, jag vill leva jag vill dö i Norden.

Оффлайн Next

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 22906
  • Карма: +4603/-40
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #57 : 06 Октября 2020, 11:58:01 »
Когда мне прилетела наводка, моей первой циничной мыслью было отправить Наталью переспать со Старцевым и триумфально выиграть конкурс. Не, ну а чо, ночная кукушка дневную перекукует.

Но потом я начала писать, Наташа уселась перед Шерочкой, и стало понятно, что все идет вообще не так, как планировалось. Вообще это один из тех текстов, которые пишутся на одном дыхании, легко, и с удовольствием. И Наташа по дороге так полюбилась, что в конце просто невозможно было ее заставить идти на сделки с совестью. Она как-то сама осознала все происходящее, даже без моего участия. Впервые поняла, наверное, настолько ярко, на какие жертвы ради нее идут родители. Ну, и после этого идти танцевать перед Старцевым уже вообще не получалось.

Заодно я туда ненавязчиво вплела кучу деталей из своего детства. Конечно, я младше Натальи на 12 лет, но и курица эта целая, и гуманитарная помощь от завода (здоровые такие мешки с крупой), и статус матери-одиночки, очень пригодившийся - меня еще и в школе бесплатно кормили из-за этого, и вещи эти, вечно кем-то отданные... всё было, чего уже там. И завод полгода зп не платил, мама взяла без содержания и пошла на рынок зарплату считать.

Не знаю, если честно, как в тот период жилось тем, кто был старше меня, и знать не очень-то хочу. Мне повезло, что ужас нищеты сглаживался романтичностью детского восприятия, а когда я была подростком, уже стало значительно легче. Но я все же решила, что моя Наташа, несмотря на те условия, в которых живет, нос вешать не станет, и я очень рада, что это было заметно читателям.

Спасибо, Биби, за такую вдохновляющую наводку. И да, раз ты там тоже танцевала, то будем считать, что я тебя вывела в тексте, и ты была прототипом Юльки :)
« Последнее редактирование: 06 Октября 2020, 13:59:33 от Next »
Графоман-универсал. (с) Simka

somberowl

  • Гость
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #58 : 06 Октября 2020, 22:22:16 »
Меня на самом деле в начале испугала наводка. Мужчина, пожилой, архитектор. Я готовилась писать о веселых студенческих буднях на одной картофелине или о том как людям приходится крутиться. А тут было как-то... сложно. А потому моя история больше не о архитекторе как таковом, а о чувствах человека. О том как его душа была молода пока в руках горело дело всей его жизни и о том как вместе с увольнениям накатывает старость и одиночество. О том как он настолько не может решиться все бросить и одновременно настолько противно ему от "почетной" должности что его сердце буквально разрывает.
А маленькие детали в рассказе я брала чуть ли не из своей жизни - часы с березами я наблюдала всю школу(да и вроде сейчас они все еще живы), привычка называть станцию метро прежним называнием даже через несколько лет, чай с молоком(я, правда, его ненавидела).
Было сложно, но очень интересно, да
Спасибо, Бибигуль!

Оффлайн [Begotten]

  • Графоманьяк
  • Старожил
  • ***
  • Сообщений: 1402
  • Карма: +505/-2
  • Это Зигги Стардаст. Принес наркотики Игги Попу.
Re: Текстовушка №103. Новая жизнь
« Ответ #59 : 07 Октября 2020, 00:54:16 »
А потому моя история больше не о архитекторе как таковом, а о чувствах человека.
А мне кажется. у нас очень логично получилось дуэтом про него.
У меня он еще работает, еще любит, но уже боится, что откажут, уже понимает, что время уходит, но все равно ввязывается в еще одну большную игру.
А у тебя - уже все, финальный аккорд сыгран, пришли новые молодые да азартные участники, и как-то жизнь уже и не поймать, утекает.
Одним-единственным образом я мог бы ощутить себя комфортно здесь - надеть мышиный костюм и пуститься в песни и танцы на Бродвее, держась за руки с приятелем.

Позвольте, Фрэнсис, но ведь почти все рты на ваших картинах — черные!

Ja, jag vill leva jag vill dö i Norden.