В нашем городе есть художественная школа, в которой занимаются и дети, и взрослые. У меня есть несколько знакомых, которые, уже работая, стали там учиться. Отучились, получили дипломы. Среди них есть и те, кто в школьные годы художку бросил. И ничего. Когда захотел - тогда научился. Дипломы для них, кстати, были нейтральным дополнением к тряс годам обучения любимому делу.
А есть ещё знакомый, которого родители заставили закончить школу по классу скрипки. Тоже, видать, приучали к тому, что что-то в жизни приходится делать из-под палки (как будто общеобразовательная школа этому вот ни разу не учит, ага, и домашние дела тоже). Он теперь скрипку ненавидит, вспоминать об учёбе не желает и с большим недоумением смотрит на тех, кто добровольно во взрослом возрасте стал учиться играть.
Люди, которые начали чему-то учиться уже взрослыми - конечно, у них потолок в учёбе ниже, чем у тех, кто учится с детства. Но у тех, кто отзанимался из-под палки, бросил и слышать об этом больше не может - и вовсе не потолок, а... не буду уточнять.
Поверьте, кружки - не единственная возможность научить ребёнка ответственности.