Чёт подгорает от комментов в духе "учителя терпилы, должны быть умнее их начальства и идти наперекор". Наверное, надо сделать небольшой экскурс вообще в профессию, а то, смотрю, некоторые думают, что учитель -- это такая полуофисная работа, куда пришел, что-то там как-то детям рассказал, какие-то там оценки поставил и после 2-ух гуляешь до завтрашнего дня.
Учебный год начинается с составления учебных программ по пособиям, которые утверждаются директором и заведующими методических объединений еще в конце предыдущего года.
Для каждого класса / группы по каждому предмету, по каждому учебнику, по каждому дополнительному модулю, разрабатывается программа, где учитель вкратце прописывает виды деятельности на каждом уроке в текущем учебном году. И проставляет даты, да. Чтобы любой проверяющий мог в любой момент зайти, взять программу в руки и посмотреть, действительно ли 6 "А" класс сегодня, 12 января, учит, как указано в программе, употреблять глагол to be в будущем времени или нет. Помимо проверяющих на урок могут свободно приходить родители, завучи (это вообще их обязанность, на которую они кладут), заведующие методическими объединениями, коллеги-учителя в рамках межпредметной интеграции, методисты школы и представители компаний / учреждений, с которыми сотрудничает школа по направлению, которому вы учите.
Три раза пойман на несоответствии программы содержанию урока -- вполне могут уволить за несоответствие, хотя ни разу не слышала, чтобы до этого доходило.
Так как сейчас все записи ведутся в электронном дневнике, а программы выкладываются на сайт школы в открытом доступе, любой родитель может залезть в дневник ребенка и посмотреть, чему его там сегодня учили, что рассказывали, что задали на дом, соответствует ли это тому, что написано в программе.
Т.е., программа, разработанная по учебнику -- это не фикция, от нее могут быть отклонения, понятное дело, но не критические и не все время. Поверьте, даже дополнительная литература для чтения регулируется специальным списком разрешенного и попробуй выйди за нее. Конечно, нормальные учителя стараются, в меру возможностей, дать какой-то дополнительный материал или что-то порекомендовать посмотреть самостоятельно, но, в целом, они не просто обязаны учить по учебнику, это вообще их главнейшая и важнейшая задача.
Не буду рассказывать про то, как руководство школы может испортить жизнь в коллективе "провинившемуся" учителю, т.к. тут все очень индивидуально и сильно зависит от коллектива, а вот про зарплаты стоит написать отдельно.
Как уже отмечали выше, зп учителя действительно состоит из двух частей, одна начисляется за непосредственно работу учителем, т.е. проведение уроков. Она варьируется очень сильно, т.к. считается по добавочному коэффициенту, по количеству учеников, по стимулирующему коэффициенту предмета/региона. Давайте простой пример из моей области. У учителя английского где-то 10-12 групп учеников, пускай будет 13 человек. Потому что выше 13 -- это уже другой стандарт оплаты, повышенный. Итого, около 150 человек во всех группах и во всех параллелях. В месяц за каждого учитель получает приблизительно рублей 16. 150*16=2400. Дальше сюда начинают добавляться добавочные коэффициенты. Например, для учителей математики это 1.3, для учителей английского 2.0, для учителей русского 1.7 и т.д., все зависит от специальности и региона. Добавочные коэффициенты каждый год пересматриваются, Минобр объявляет какие предметы приоритетные и кому добавлять. Важно не забыть, что за проверку тетрадей и журналов платят 50 рублей в месяц. Итого: 150*16*2 + 50 = 4850. Дальше к этой сумме прибавляется выплата за категорию. Если вы молодой учитель -- 500 рублей в месяц, если 1 категория -- 10% от оклада, если высшая категория -- 15% от оклада. И это чистая зарплата учителя за непосредственно учительскую деятельность. За то, что учит детей, дает контрольные, проверяет тетради, заполняет журналы, готовит программы и отчетность.
Остальная часть зарплаты складывается из т.н. "стимулирующего фонда", который Минобр и региональный бюджет сначала пилят сами, потом его пилит директор с главбухом, потом он уже доходит до учителей. Стимулирующий фонд может очень сильно отличаться, он разный для разной школы и зависит от рейтинга школы в регионе и стране. У кого-то это 2 млн. рублей, у кого-то под 50 млн. Стимулирующий фонд начисляется раз в полгода на счет школы.
Так вот, от чего зависит кто и сколько получает из стимулирующего фонда, который, как вы поняли, и есть основная часть зарплаты.
Стимулирующие -- это оплата за все, что вы делаете ВНЕ урока. Всякие концерты, конкурсы, капустники, сопровождение на экскурсии и прочее и прочее. Чем больше танцуешь и пляшешь, тем больше получаешь. Понятное дело, что не все учителя в равной степени занимаются этой фигней, но именно количество грамот и сертификатов участников и победителей определяет рейтинг школы, который определяет фонд, который определяет зарплаты учителей.
Не пошел на конкурс песни и пляски? Не разыграл сценку? Не провел концерт? Не организовал экскурсию? Ты не принес школе ничего, для школы ты составил одни убытки.
На крайний случай хоть тисни статейку в журнал и сними видео для сайта школы как вы и дети что-то там слепили из чего попало.
Всегда встает вопрос как директор (а именно она решает это вопрос) определяет кто сколько будет получать из стимулирующего фонда. Ведь вклад разный, его может быть очень много, но безрезультатно, а может не быть вообще. В каких-то школах весь фонд просто делят поровну между всеми учителями, что, конечно, ни фига нечестно, но зато очень прозрачно и отводит от директора подозрения в воровстве. А кто-то "крутит" деньги на счетах школы и выдает стимулирующие раз в год, например. А кто-то начисляет по принципу "ты мне лучше подружка, чем она, поэтому получать будешь больше". Последний принцип самый распространенный, к сожалению, он и моей школы коснулся.
При этом при всем, никто из учителей не знает реально какая у них зарплата. Может дадут стимулирующие, может нет, коэффициенты и добавочные всякие тарифы меняются каждый месяц для каждого региона, постоянно разные. В платежной ведомости все равно будет написана какая-то хрень, типа 12000, хотя по факту получишь либо в два раза больше, либо в два раза меньше, либо вообще ничего из указанного. Почему так происходит мне не смог объяснить никто, ни директор, ни бухгалтерия, ни завучи.
Устала писать что-то, может еще потом добавлю.