Отец Иринки пил, да. Не постоянно, там у них через всю книгу идет, что сам по себе он не пьет, но стоит ему очутиться в компании бухариков, как он мгновенно напивается. Впрочем, под забором не валялся, до дома доходил на своих ногах.
Но суть не в этом.
Во-первых, сама идея передачи мразотная до ужаса. Мол, смотрите, как эти люди нас позорят. Вот:
– …однако при всех спорах нельзя забывать, что без благотворного, здорового влияния семьи полноценное воспитание становится крайне затруднительным. А чему могут научить детей люди, которые не только забывают о своем отцовском и материнском долге, но зачастую вообще теряют человеческий облик?.. У нас есть кинопленка, отснятая недавно в городском медвытрезвителе. Чувство тревоги и возмущения вызывают эти кадры…
...
Журка растерянно оглянулся на маму. В ее глазах – очень больших и слишком блестящих – встревоженно мигали два крошечных цветных экранчика. Мама сжала спинку стула и тихо сказала:
– Ну что же это… Разве можно показывать такое? Ведь она же мать… А если мальчик увидит? А что ему завтра скажут в школе?
Журка опять взглянул на экран и болезненно зажмурился – от мучительной неловкости и ощущения вины. У людей беда, а он смотрит по цветному телевизору, как кино.
Во-вторых, Журка на это смотрит с высоты своего возраста и опыта. Иринка - его лучший друг. Он любит ее родителей, с ее отцом, этим самым "алкашом" он проводил долгие часы, когда отец рисовал с них картины, и знает, какой он замечательный человек, когда не пьет. Он видит, как после этой передачи плохо Иринке, плохо ее родителям. Он осознает, что прямым следствием этой передачи явилось то, что Иринке с родителями пришлось уехать из города, а значит, он лично потерял лучшего друга. И он не принимает таких целей, которые оправдывают такие средства. При этом он вполне осознает, что пить плохо, он и до этого видел, какая Иринка печальная, когда отец выпивает, и как у них дома от этого резко все портится. То есть, он понимает частичную правоту взрослых, он не дурак. Но так же он понимает, что эта передача снималась не для того, чтобы кому-то помочь, потому что никому она не помогла, только навредила. Вспомните, как он ее воспринимает:
"Переключите!" – хотел сказать он, но в горле нехорошо защекотало. Он открыл глаза и увидел на экране снова коридор со скамейками. По нему два человека с красными повязками вели высокого мужчину без шапки. Под лампочками блестяще отливали седые прядки. Мужчина резко дернул плечом, освободил из пальцев дружинника локоть и зло сказал:
– Не держи, я на ногах крепко стою. Вы еще ответите…
Что-то громко и возмущенно разъяснял голос дамы, ведущей передачу. Журка не понимал ни слова. Он закусил губу и беспомощно стиснул кулаки.
– Господи… – шепотом сказала мама. Журка понял, что она смотрит на него отчаянными глазами. Она тоже узнала.
Человек без шапки был Иринкин отец.
...
В праздничном разноцветье экрана и букв было издевательство. Насмешка над Иринкиной бедой. Журка оттолкнул стул и вышел в прихожую. Мама поспешила за ним. Журка стал торопливо натягивать пальто.
– Может быть, не надо?.. Сейчас не надо… – неуверенно сказала мама.
Журка досадливо мотнул головой. Надо! Черная молния беды ударила в Иринкиного отца. Значит, и в Иринку. А он будет сидеть дома? Кто тогда ее защитит?
От кого защищать, Журка не знал, но то, что должен бежать к Иринке, знал точно.
И Журка, и Иринка воспринимают эту передачу, как беду, как удар. И именно это Журка отстаивает, и именно из-за этого он отказывается сниматься. В целом, именно этим и отличаются герои Крапивина - они всегда отстаивают то, во что верят, даже если понимают, что правы не полностью, но если они чувствуют какую-то подлость, нечестность, неправильность. И да, иногда это другие считают неправильным, и даже расстраиваются из-за этого. Отказ Журки сниматься сильно расстроил многих хороших людей. Но в жизни оно так и есть - всем не угодишь, и иногда приходится расстраивать кого-то, чтобы не совершить того, что сам считаешь подлостью.